Posted 1 апреля, 14:26

Published 1 апреля, 14:26

Modified 1 апреля, 14:26

Updated 1 апреля, 14:26

«Подорожание не последнее»: почему растут цены на такси и ждать ли их снижения?

«Подорожание не последнее»: почему растут цены на такси и ждать ли их снижения?

1 апреля 2024, 14:26
Фото: 1MI
С начала 2024 года во многих регионах России, в том числе и Карелии, выросли цены на поездки в такси. Поговорили с экспертами и узнали причину подорожания, что дальше будет с ценами и как обстоит ситуация с лицензиями для «таксисов». Подробнее — в нашем материале.

Причины

Рост цен на услуги таксомотора обусловлен тремя основными факторами, пояснил Александр Виноградов, владелец Rentcarsspb. Это рост стоимости топлива; рост стоимости содержания автопарка, а именно стоимости запчастей и обслуживания автомобилей; и подорожание самих машин.

«Для примера, рост стоимости базового автомобиля Фольксваген Поло за последние восемь лет составил примерно 300%. То же касается и запчастей», - рассказал эксперт.

То, что значительное подорожание транспортных средств стало основной причиной роста стоимости поездок в такси, отметил и один из участников рынка — Анатолий Сморгонский, CEO Bibi.

«Три года назад цена на Hyundai Solaris и другие автомобили этого ценового сегмента составляла 750 тысяч рублей, на сегодняшний момент стоимость подобных новых транспортных средств выросла более чем в два раза — до 1,6 или1,7 млн рублей. Не менее важным фактором, влияющим на увеличение стоимости поездки, является рост стоимости топлива для автомобилей. Однако государство принимает меры, которые призваны сдержать этот рост», — прокомментировал эксперт.

На повышение стоимости поездок в такси повлияло и сокращение числа водителей, рассказал другой эксперт — Алексей Карев, руководитель направления партнерских программ компании «Передовые Платежные Решения» по продуктам такси и каршеринг. По словам специалиста, многие водители не смогли получить лицензии, которые стали обязательными с сентября прошлого года, и прекратили работу. Спрос начал расти, соответственно, изменилась и стоимость.

Это подтвердил и Анатолий Сморгонский. Для получения разрешения водителю, в том числе, необходимо получить справку, срок получения которой составляет до 30 дней.

«А мы как сервис не можем без этого документа дать водителю доступ к заказам», - отметил эксперт.

По его словам, отрасль ждет еще целый ряд других изменений, требующих от её участников дополнительных финансовых затрат.

«В совокупности все принятые нормы могут сказаться на количестве водителей, допущенных к заказам агрегаторов, и как следствие — на стоимости поездок для клиентов. Это связано с динамическим спросом. — прокомментировал Сморгонский. — В регионах также происходят изменения нормативных документов, регулирующих рынок такси. Так во многих из них был введен дизайн-код для автомобилей. Стоимость оклейки одного автомобиля обходится собственнику порядка 30 тысяч рублей».

Как рассчитывается стоимость поездки?

Стоимость поездки на такси складывается как правило из трех компонентов, рассказал Анатолий Сморгонский: это стоимость подачи автомобиля, стоимость километра и минуты в пути. Также влияет спрос на машину.

«Если на линии много свободных водителей — ниже цена, если спрос на поездки вырос — ее стоимость возрастает. То есть цена поездки рассчитывается в зависимости от спроса и наличия свободных водителей», — пояснил эксперт.

По данным специалиста, самые дорогие поездки обычно в ночь с пятницы на субботу, с полуночи до трех часов утра.

Лицензия

Несмотря на введенный закон, многие водители такси не получают лицензию, рассказал Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат».

«У нас в стране до вступления в силу нового закона четверо из пяти таксистов работали без официальной лицензии по нескольким причинам. Во-первых, цена на ОСАГО на пассажирские перевозки является высокой (от 40 до 150 тысяч рублей в зависимости от региона). Во-вторых, повсеместно все больше и больше случаев отказов страховых в выдаче полиса таксистам по самым разным предлогам. Не говорю уже о дефиците новых автомобилей, росте цен на них и на проблемы с запчастями», — пояснил эксперт.

Для пользователей услугой введение лицензии является хорошим фактором — ведь поездка стала безопаснее. Как отметил Матвеев, по статистике страховых компаний число ДТП, где виноват таксист, в семь раз выше, чем у других категорий водителей.

«До 1 сентября пострадавший пассажир и 500 тысяч рублей компенсации мог не получить (при столкновении двух машин не по вине водителя такси). Новый закон таких пассажиров защищает», — отметил специалист.

По его словам, чем дальше от столицы и больших городов находится населенный пункт, тем больше таксистов, не имеющих разрешение на работу. Если для крупных транспортных компаний с большим оборотом еще одна обязательная страховка терпима, то для водителя, который совершает от 10 до 20 поездок в день, она очень болезненна, сообщил Матвеев.

Другой эксперт — Алексей Карев — со ссылкой на партнеров с таксопарками также подтвердил, что выдача лицензий продвигается медленно, а многие иностранные водители, не получив аккредитацию, уезжают из РФ. Это негативно сказывается на заполнении свободных мест в таксопарках.

Ждать ли снижения?

Предпосылок к снижению стоимости услуг эксперты не видят. Как считает Александр Виноградов, нынешнее подорожание — не последнее, но цены сохранятся на этом уровне на ближайшие полгода или даже год.

За 2023 год средний чек на поездки в такси вырос на 62%, рассказал Алексей Карев, и рост продолжается — примерно по 5% ежемесячно. Эксперт также не видит причин для возможного снижения стоимости.