Posted 27 марта, 11:42
Published 27 марта, 11:42
Modified 5 сентября, 13:33
Updated 5 сентября, 13:33
Последний день голосования за кандидатов на пост президента России состоялся 17 марта. В 2024 году из предвыборной гонки выбыли Борис Надеждин, Рада Русских, Сергей Бабурин и другие — все по разным причинам, но в бюллетенях в итоге остались четыре имени:
21 февраля Председатель ЦИК Элла Памфилова назвала окончательные итоги выборов 2024 года. Владимир Путин набрал 87,28% голосов избирателей: по данным ведомства за него проголосовали более 76 млн человек.
На втором месте оказался Николай Харитонов, набравший 4,31% положительных бюллетеней: в пересчете на количество людей это более 3,5 млн человек. Следом «идет» Владислав Даванков, набравший 3,81% (чуть больше 3,3 млн голосов), а также Леонид Слуцкий (3,2% — более 2,7 млн человек).
В нашей республике голоса распределились несколько иначе, чем по России. По данным ЦИК Карелии, после обработки 100% бюллетеней показатели оказались следующими:
Если показатель всероссийской явки по данным ЦИК РФ — 77,49%, то по Карелии — 60,08%.
Редакция КарелИнформ обратилась к нескольким экспертам-политологам с просьбой прокомментировать результаты выборов и явки в регионе.
Политолог Евгений Минченко считает, что в регионе не лучшим образом «отработана» пиар-кампания выборов Президента:
«Карелия традиционно не славится своими мобилизационными технологиями. Я думаю, что здесь и явка, и результаты кандидатов связана именно с этим», — считает Минченко.
Карельский политолог Анатолий Цыганков связывает показатели явки с активной политической жизнью региона: значительная часть жителей вовлечена в политические события, которые отражаются в блогосфере. Критика, отмечает Цыганков, уместна и объективна, поэтому вызывает доверие.
«Критическое отношение к региональной власти автоматически распространяется и на власть вообще. Протестные настроения отражаются на явке, люди игнорируют выборы. Голосуют „ногами„“, — считает политолог.
Евгений Минченко связывает перераспределение «мест» на выборах с более активной работой штабов кандидатов в предвыборный период. Это касается в том числе более высоки результатов Владислава Даванкова:
«Не исключаю, что на результат повлияла более активная работа его штаба в регионе», — отметил эксперт.
Анатолий Цыганков рассматривает три фактора, повлиявшие на количество голосов в пользу Даванкова:
«Предвыборная „антивоенная“ риторика Даванкова прибила к нему сторонников скорейшего прекращения Россией военных действий на Украине. Особенно активно за него голосовали российские избиратели проживающие за границей. Путин проиграл Даванкову на 42 зарубежных участках», — отметил третий фактор Цыганков.
Несмотря на более низкий показатель, чем всероссийский, жители Карелии все же более лояльны Владимиру Путину. По данным Анатолия Цыганкова, электорат, приверженный действующему и уже переизбранному президенту, растет с каждым избирательным циклом:
«На президентских выборах 2018 года за него в Карелии проголосовали 73,04%, выходит, что в нынешнем цикле результат на 6,49% выше. А если сравнивать с президентскими выборами 2012 года, то и вообще фиксируется рост на 24,15% (двенадцать лет назад за Путина проголосовали в Карелии 55,38% избирателей)», — отмечает Цыганков.
Результаты выборов и явки могут говорить о многом: о приверженности населения кандидату, настроениях в обществе, основных тезисах и идеях, цветущих в приграничной территории, которая, напомним, теперь живет бок о бок со страной НАТО, да и о работе правительства с населением.
Однако ожидать кардинальных изменений и перестановок в руководстве региона не придется, считают эксперты.
«Парфенчиков является уязвимым губернатором, с одной стороны. С другой стороны у него есть достаточно серьезная элитная поддержка в лице Дмитрия Медведева», — считает Евгений Минченко.
Анатолий Цыганков также считает, что перестановки вряд ли грозят карельскому руководящему аппарату, но по другим причинам: базовые показатели выполнены, а задачи Москвой ставились реальные:
«В администрации президента, формулируя задание, делали поправку на оппозиционные настроения жителей региона. Хотя претензии к лицам, отвечавшим в правительстве Карелии за организацию выборов, скорее всего, будут. Но это не отставки», — считает политолог.