Posted 15 марта, 14:26

Published 15 марта, 14:26

Modified 15 марта, 14:26

Updated 15 марта, 14:26

«Снижение качества или количества»: чем грозит запрет ФАС повышать цены на треть

«Снижение качества или количества»: чем грозит запрет ФАС повышать цены на треть

15 марта 2024, 14:26
Фото: karelinform.ru
Федеральная антимонопольная служба предложила запретить крупным компаниям повышать цены на треть. Поговорили с экспертами и узнали, что именно предполагает запрет и чем эта инициатива грозит бизнесу?

Изменят закон?

В конце прошлого года ФАС предложила запретить крупным компаниям устанавливать экономически необоснованные цены на товары — поправки хотят ввести в ФЗ «О защите конкуренции». Речь идет о достаточно резком росте стоимости — в 30% на протяжении не более чем 60 дней при условии, что повышение никак нельзя объяснить экономическими факторами.

Перечень товаров, которые будет отслеживать регулятор, установит правительство. Можно предположить, что это будут социально значимые продукты: мясо, молоко, яйца, хлеб, чай и другие. Причем принимать решение о необоснованном росте ФАС будет на основе данных от Минэкономразвития, сказано в законопроекте службы.

Если ФАС выявит признаки нарушения, то компания получит предупреждение, его игнорирование грозит возбуждением дела. Нарушители также могут получить штрафы. Для юридических лиц они составят до 0,03% суммы выручки от реализации товара (не менее 50 тысяч рублей), следует из поправок в КоАП, которые также представила служба. Закон должен вступить в силу с момента его опубликования и будет действовать до конца 2024 года, следует из документов.

«Скрытая инфляция»

У самих производителей возникло много вопросов к инициативе ФАС о запрете на повышение цен на треть. Таким предложением возмутился и Антон Флинта, сооснователь одного из производителей замороженных чизкейков.

Во-первых, мне как производителю непонятно, почему цены хотят запретить поднимать именно на треть, а не на четверть, например. А также будет ли считаться нарушением, если цена будет подниматься в два подхода? Во-вторых, если, на первый взгляд, инициатива кажется правильной для потребителей, на практике применить данный запрет с пользой для потребителя не представляется возможным», — высказался Флинта.

По его словам, первое, что получит потребитель — скрытую инфляцию. Может уменьшиться порция или упаковка, а если это товар первой необходимости, то он может исчезнуть с прилавков и продаваться из-под прилавка с адекватной стоимостью с точки зрения рынка.

«Из наиболее ярких примеров последних лет можно вспомнить дефицит соли, сахара и яиц, которые на длительный период времени пропадали с полок магазинов, но по „рыночной“ цене их можно было без проблем купить, практически в любом количестве. В конце 2023 года мы наблюдали дефицит бензина, который стало выгоднее продавать за границу, нежели по установленной цене внутри рынка», — пояснил эксперт.

Кроме того, нужно посмотреть на этот вопрос со стороны производителей и посредников, которые повышают цены сразу на треть или на другую величину, считает Антон Флинта.

«Я не знаю ни одной компании, которая своевольно может повышать цены на какую-либо величину без негативных последствий для себя. Любое удорожание создает проблему и цепочку последствий. Будь то 1% или 30%. Если ты вынужден повысить цены, то, как правило, делаешь это не по своей воле, а из-за необходимости сделать это для сохранения рентабельности», - считает производитель.

Что сейчас?

При этом в настоящее время ФАС принята новая методика признания цены на товар завышенной, рассказала нашему изданию Оксана Степанникова, доцент экономического факультета РУДН. По словам эксперта, стоимость могут признать экономически необоснованной, если в течение 60 дней она увеличилась более чем на 5% от величины индекса потребительских цен (декабрь к декабрю) на соответствующий год при условии, что такое повышение не обусловлено экономическими факторами.

«К таким факторам относятся, в частности: существенное изменение уровня спроса или предложения товара; изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье и комплектующие изделия; сезонный фактор; иные факторы», — пояснила Степанникова.

При этом полный перечень таких факторов пока не определен, рассказала Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ.

«Однако, очевидно, что в ближайшее время Правительство РФ разработает и примет ряд нормативно-правовых актов, согласно которым будут определены основные критерии оценки спроса и предложения, методика расчета оценки роста затрат для субъектов хозяйственной деятельности, факторы обоснованности экономического роста затрат», — прокомментировала эксперт.

Чем грозит бизнесу?

Бизнесу инициатива ФАС о запрете необоснованно повышать цены грозит дополнительными нормативными требованиями, которые необходимо будет соблюдать, рассказала Ольга Борисова.

«В первое время процесс обоснования цены будет проходить несколько дольше, поскольку хозяйствующим субъектам необходимо будет четко выявить соответствие новой (изменяемой) цены нормативным критериям», — пояснила специалист.

По мнению эксперта, принятие законопроекта может увеличить спрос на услуги консалтинговых компаний и разработчиков IT-сферы. Они будут получать заказ на корректировку бизнес моделей компаний в части их ценообразования.

«Подобная ситуация продлится 3-5 месяцев, после чего спрос на подобные услуги резко сократится», - добавила доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ.

Значительно от инициативы пострадают крупные торговые сети, уверена Борисова. В первые месяц или два они не смогут оперативно реагировать на изменение цен на рынке, поскольку будут опасаться нарушений законодательства, предписаний и штрафных санкций.

«Сегодня очевидно, что их доходы сократятся, из-за чего может поменяться ассортимент продукции и ландшафт деятельности, — рассказала эксперт. — Законопроект ударит по доходам компаний других сфер, не позволяя им резко повышать цены на товары и услуги. Доходность в ряде секторов может резко снизиться, что первое время может привести к ликвидации бизнеса в одних отраслях и изменению бизнес моделей в других.

Снизят качество

В большинстве случаев повышение цен на продукцию связано с повышением издержек на ее производство: будь то повышение цены на сырье и материалы, или на рабочую силу, высказалась доцент экономического факультета РУДН Оксана Степанникова.

«В подобных случаях предприятия будут вынуждены либо снижать качество производимой продукции, например, используя при производстве сливочного масла растительных компонентов, либо реализовать свою продукцию в другой форме, в иной упаковке или придумывать более сложную рецептуру, например, продавать багет вместо батона», - сообщила эксперт.

Где это невозможно реализовать, например, при продаже яиц, количество продаваемой продукции и ее качество неуклонно будут снижаться, уверена специалист.

По мнению Степанниковой, предприятия малого и среднего бизнеса рискуют оказаться под угрозой разорения, не в силах окупить возрастающие издержки за счет увеличения выпуска продукции. По этой причине подобные действия могут быть высокоэффективными в краткосрочной перспективе, но иметь далеко идущие негативные последствия, считает эксперт.

«Помимо установления запретительных действий, связанных с ростом цен, необходимо одновременно поддерживать предприятия, производящие товары народного потребления. Так, например, следует предусмотреть их включение в программы льготного кредитования, позволяющие им снизить издержки на привлечение финансовых ресурсов либо распространить на них налоговые льготы», — заключила Оксана Степанникова.

"