Posted 13 марта, 09:19

Published 13 марта, 09:19

Modified 15 марта, 10:19

Updated 15 марта, 10:19

Карелия как новая точка притяжения в горнолыжном туризме: во что вложат 50 млрд руб.?

13 марта 2024, 09:19
Более полусотни миллиардов рублей — в такую сумму оценивают вложения в новый карельский горнолыжный курорт.

Проект амбициозный: масштабный туристический комплекс раскинется на территории в 7,5 тысяч гектаров. Но только грамотная стратегия инвестирования в объект обеспечит комфорт и безопасность для туристов.

Карелия уже давно задумывается о том, чтобы расширять свои туристические возможности: это красивейшие места со своей интересной историей, и нужно привлекать туристов качественной инфраструктурой. Наконец эти мечты сбываются. У петербургской корпорации «Инфинтех» грандиозные планы: в Карелии появится этнопарк с горнолыжным курортом и спортивно-оздоровительным комплексом, проект оценивают в 50 млрд рублей. Строительство начнется уже в 2025 году. Здесь на озере Кили у горы Килигора появится главный центр притяжения — крупный горнолыжный курорт, он обрастет и другой инфраструктурой: это отель, экоферма, зимний дворец с ледовой ареной, рестораны, магазины, пешеходные тропы.

В Карелии и сейчас есть горнолыжные комплексы, хотя их немного. Здесь, конечно, нет высоких гор, даже соседние Хибины повыше карельских холмов. Но карельские туристические зоны вполне удобны для отдыха и занятий спортом, а окружающая природа радует глаз, к тому же катание можно совместить с интересными экскурсиями. Сезон в Карелии длинный — кататься можно до середины апреля, любуясь местными лесными и водными пейзажами.

Всего в 25 км от столицы республики — Петрозаводска, на берегу Онежского озера, расположен самый популярный курорт — Ялгора. Между прочим, здесь работает единственный в Карелии кресельный подъемник, а трассы имеют разную сложность, вплоть до черной. На озере Мунозеро расположен комплекс Lumi. Еще одно популярное место отдыха и тренировок — горнолыжные склоны города Медвежьегорска, здесь в том числе проводятся и спортивные соревнования.

И вот теперь этот список возглавит новый курорт. Реализации проекта поможет Корпорация развития Республики Карелия (организована министерством имущественных и земельных отношений Карелии), таким образом, и руководство региона, администрация и правительство Карелии, включаются в реализацию такого важного для территории проекта. Будут привлекаться и внешние инвесторы. Ожидается, что регион в итоге превратится в сильный туристический и спортивный центр России.

Именно горнолыжная составляющая, считает президент Горнолыжного союза России Всеволод Шевелев, придаст курорту силу и привлекательность, иначе бы окупаемость была сомнительна (сейчас, по оценкам экспертов, вложения инвесторов окупятся уже через 12 лет). И это неудивительно: сегодня российский горнолыжный туризм на пике популярности, в прямом и переносном смысле. Многие регионы поймали этот тренд и, используя свои природные красоты и ландшафтный потенциал, активно развивают это направление в сфере туризма. Итог — рост экономики территории, приток туристов, рабочей силы, эффективность для бизнеса, который получает возможность инвестировать в интересные проекты.

Что касается нового карельского объекта, то пока имена участников стартового пула инвесторов не называются. В то же время отмечается, что в создание курорта могут включиться как отечественные, так и зарубежные инвесторы, которые явно не упустят возможность участия в столь привлекательном проекте.

С этой точки зрения хочется надеяться, что Карелия даст дорогу надежным поставщикам и производителям. Строительство такого масштабного курорта предполагает вложения в инфраструктуру, это не только объекты размещения или общественного питания, но и спортивное оборудование — речь о создании самих горнолыжных трасс, о технике и подъемных канатных дорогах. Пока карельские горнолыжники гордятся единственным в республике кресельным подъемником, а скоро здесь появятся современные канатки — значит, создателям нового курорта предстоит выбрать качественного производителя этого подъемного оборудования. Да и существующие курорты очень давно не меняли свою технику. А между тем на новое европейское оборудование поменять ее уже не удастся: западные бренды ушли с российского рынка. Поэтому придется пересматривать не только логистику поставок оборудования и запчастей, но и в целом стратегию обеспечения курортов новой техникой. Российский рынок сегодня делает две главных ставки: во-первых, на импортозамещение и на отечественное производство, во-вторых, на Восток и азиатский бизнес.

Какое из этих направлений побеждает? «Азия довольно живо откликнулась на введенные Западом в отношении России санкции, использовав ситуацию в свою пользу и направив на российский рынок свою продукцию в разных сферах экономики и производства. Вскоре стал заметен и серьезный рост внутреннего производства, особенно благодаря государственной поддержке: различные отрасли, особенно машиностроение, сельское хозяйство, справляется своими силами вполне успешно. Теперь нет конкуренции с Западом, но есть конкуренция с новым потоком зарубежной продукции — уже с Востока. При этом нередко выигрывают как раз отечественные разработки», — поясняет экономист Михаил Валуев.

Наши производители канатных дорог сейчас в стадии наращивания своих мощностей и опыта, хотя в советские годы эта сфера была довольно сильная, как и в целом развитие отечественного горнолыжного спорта. Но переключение на западных производителей снизило темпы собственного развития, теперь их надо нагонять. Однако в плане технических решений и качества исполнения российские канатные дороги зачастую выше по уровню, чем азиатские модели, поскольку наши производства ориентированы на собственные внутренние жесткие требования к эксплуатации и безопасности, а также на зарубежные сертификационные требования. И организаторы курортов этот момент хорошо просчитывают, к примеру, новые трассы в Архызе будут оснащаться российскими канатками — их сделает компания «РУСЛЕТ».

А вот, например, китайские дороги пока стоят на уровне примерно 20-летней давности. Однако уже стремятся заходить в Россию, скажем, китайская госкомпания BMHRI начала оснащать подъемниками курорты в Иркутской, Челябинской, Кемеровской области и Приморском крае. Будет ли это в перспективе эффективным решением для местных курортов — пока вопрос, поскольку подъемники этой компании, бывало, уже показывали себя не в лучшем свете, в этом сезоне на китайском курорте канатка BMHRI потерпела аварию (заклинили механизмы).

«Пассажирская канатная дорога, которая может эксплуатироваться и 50 лет, должна быть однозначно надежной и долговечной, но при этом соответствовать современным требованиям безопасности, которые год от года повышаются. Также крайне важно подтверждение технических требований для оборудования при его выходе на российский рынок», — отмечает Георгий Плотников, председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта». Сейчас ситуация именно такова: пока то оборудование, которое ввозят к нам из-за рубежа (а ввоз идет именно со стороны Азии), не проходит сертификацию с точки зрения требований безопасности, так что курорты сильно рискуют. И своим имиджем, и безопасностью туристов. Возвращаясь к грандиозным планам Карелии о вложении 50 млрд рублей в новый современнейший курорт, очевидно, эта ситуация повлияет на выбор достойных инвесторов и поставщиков, ведь рисковать такими крупными вложениями просто неразумно.

«Стране надо налаживать свое современное производство — и не только с точки зрения собственного технологического роста, но и с точки зрения престижа страны, позиционирования наших достижений и технологий на мировом уровне, — резюмирует Михаил Валуев. — Если мы строим собственные масштабные курорты, к тому же по последнему слову техники, то будет достойным шагом и насыщать подобные туристические кластеры качественной инфраструктурой, в том числе и оборудованием, и тут региональным властям стоит прислушаться к позиции власти федеральной: импортозамещение сегодня становится целью номер один».