Posted 3 марта, 10:00
Published 3 марта, 10:00
Modified 3 марта, 10:53
Updated 3 марта, 10:53
В ходе послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил списать регионам две трети их задолженности по бюджетным кредитам. Как отметил глава государства, это позволит территориям ежегодно сохранять около 200 миллиардов рублей.
Почему?
Некоторые политологи посчитали, что такое решение, как и многие другие, были приняты специально перед выборами. Однако, как прокомментировал карельский политолог Анатолий Цыганков, такое предположение справедливо лишь отчасти.
«В период избирательной кампании действия всех кандидатов в президенты рассматриваются через лупу предвыборной агитационности. Потому тут бесполезно кого-то в чём-то убеждать или разубеждать. Любой тезис послания президента Владимира Путина, обращённого к Федеральному Собранию, может рассматриваться как предвыборный», — отметил эксперт.
Однако политолог отметил, что президент, характеризуя текущую ситуацию, оценил работу органов федеральной власти, а значит и свою. И сформулировал какие ещё действия будут им и его командой предприняты в следующие шесть лет.
«В этом смысле, указывая на временной отрезок, он заявил основные линии развития страны на следующие шесть лет. Предвыборной программой он это не назвал, но по сути это так», - прокомментировал Цыганков.
Политолог уверен, что списание бюджетной задолженности по кредитам хорошо тем, что кредиты не придётся возвращать, а деньги, предоставленные в форме кредита, уже направлены на реализацию экономических и социальных проектов.
Куда направят?
Как считает Анатолий Цыганков, средства, сохраненные за счет списания долгов по бюджетным кредитам, могут направить на завершение уже начатых проектов, чтобы не заморозить строящиеся объекты. И на решение проблем, вызывающих острое социальное напряжение в обществе.
«Как пример, ужасное состояние канализационно-очистных сооружений в районах республики. Людей травим, окружающую природу уничтожаем», — прокомментировал политолог.
Большой долг?
Государственный долг Карелии к началу текущего года составил 32,7 миллиарда рублей. На долю бюджетных кредитов из этой суммы приходится около 21,6 миллиарда.
Как считает Анатолий Цыганков, это много. По данным правительства России на январь 2024 года, в стране было десять регионов с наибольшей относительной долговой нагрузкой. Самая критическая ситуация в Мордовии (94%), лучшая из худших в этом списке — Чечня (71%), Карелия — на седьмой позиции (73%).
«Если размер госдолга Карелии (32,7 млрд рублей) соотносить с показателем прогнозных доходов на 2024 год (70,2 млрд рублей), то, выходит, относительный размер долга составляет 47%. Предельный объём госдолга субъекта Федерации не должен превышать объёма собственных доходов. В этом смысле Карелия находится в небезопасной зоне», - прокомментировал Цыганков.
Карелия, как и другие проблемные регионы, брала бюджетные кредитные деньги для замещения рыночных кредитов и на финансирование инвестиционных расходов, пояснил политолог. Однако самый большой прирост бюджетных кредитов относительно 2022 года не у Карелии — здесь на первом месте Ростовская область, Санкт-Петербург и Приморский край.
«Кредитные долги постоянно растут у регионов (по итогам 2023-го общая их сумма составила 3,192 трлн рублей), вот и решили в правительстве России, что если две трети их списать, то это станет дополнительным стимулом для экономического развития регионов», — высказался эксперт.
Помощь Карелии?
В ходе послания были озвучены и другие решения, которые затронули Карелию — продлены программы льготной семейной ипотеки, материнского капитала, расселения аварийного жилья, социальной догазификации, капремонтов школ и другие. Также до 2030 года будут продлены индивидуальные программы развития регионов, в том числе и нашей республики.
В послании президента Карелия упоминалась среди десяти регионов России, включённых федеральным правительством в число экономически слабых субъектов Федерации, для которых составлена специальная (индивидуальная) программа экономического и финансового оздоровления. Именно поэтому и было принято решение продлить программу финансовой помощи, считает Анатолий Цыганков.
«Проще говоря, деньги дополнительные Карелии выделяются в силу её низкой бюджетной обеспеченности. Если этого не делать, то социально-экономическая ситуация будет ещё мрачнее, чем то сейчас есть», - высказался политолог.
По мнению эксперта, то, что программа бюджетной финансовой помощи «отстающим» регионам продлена, хорошо для нашей республики. С помощью этих денег запускаются дополнительные инвестиционные проекты.
«В идеале на каждый федеральный рубль, данный правительству Карелии, оно должно найти инвесторов, кто бы свои (не бюджетные) деньги вкладывал в экономику Карелии, - считает Цыганков. - Правительству Парфенчикова, если доверяться официальной отчётности, это удавалось делать. На один федеральный рубль привлекались три рубля внебюджетных инвестиций. Как пример, это создание туркомплекса „Беломорские петроглифы“».