Posted 10 февраля, 12:15

Published 10 февраля, 12:15

Modified 10 февраля, 12:15

Updated 10 февраля, 12:15

Смерть за смертью: как снизить число ДТП и летальность на дорогах Карелии

Смерть за смертью: как снизить число ДТП и летальность на дорогах Карелии

10 февраля 2024, 12:15
Фото: 1MI
За последний год в Карелии выросло количество аварий, в том числе с летальным исходом. Поговорили с экспертами и узнали, какие действия нужны, чтобы улучшить печальную статистику.

Смертей больше?

За десять месяцев 2023 года на дорогах Карелии произошло 488 ДДП, что на 37 больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В результате происшествий погибли 63 человека, еще 642 получили травмы различной степени тяжести.

По данным ГИБДД республики, наибольшее число аварий с летальным исходом фиксируется в новогодние праздники и летний период, когда увеличивается количество туристов, посещающих Карелию.

Как сообщили в Госавтоинспекции, каждое третье дорожно-транспортное происшествие зарегистрировано на федеральных дорогах. Доля погибших на таких трассах за весь 2023 год от общего числа погибших в ДТП по республике составила 69%. Так, в 180 авариях погибли 55 человек и 266 человек получили травмы различной степени тяжести.

Более того, сообщили в ГИБДД, на федеральных автодорогах Карелии увеличилась интенсивность движения транспортного потока в среднем на 4%. Наряду с этим наблюдается высокий показатель смертности в ДТП по вине водителей транзитного транспорта, на долю которых приходится 30 погибших.

Основным видом дорожных аварий по-прежнему являются столкновения вследствие совершения выезда на полосу встречного движения, несоответствия скорости конкретным условиям движения, нарушения правил очередности проезда.

Так, в результате выезда на «встречку» зарегистрировано 34 ДТП, в которых погибли 29 человек и 48 получили травмы. По причине несоответствия скорости конкретным условиям движения произошло 90 аварий, в которых 14 человек погибли, 120 травмированы. Из-за нарушений правил очередности проезда в 21 ДТП пострадали 49 человек, трое погибли.

Что касается Петрозаводска, то в прошлом году в столице Карелии произошло 185 дорожно-транспортных происшествий, в которых 211 человек получили травмы различной степени тяжести.

Количество погибших в дорожных авариях в Петрозаводске по сравнению с 2022 годом увеличилось чуть более чем вдвое — с пяти до одиннадцати человек. Из них семеро погибли по причине различных нарушений скоростного режима. Нарушение правил проезда пешеходного перехода унесло жизни двух пешеходов. В минувшем году также выросло количество ДТП по вине нетрезвых водителей, в которых погибли четыре человека.

Небезопасная дорога?

Аварии на дорогах происходят по нескольким причинам, прокомментировала нашему изданию Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. Основными, по ее мнению, являются вождение в нетрезвом виде, неисправность автомобиля, нарушение водителями правил дорожного движения и небезопасные дорожные условия.

«Остановлюсь на последней. Еще в девяностых годах прошлого века в нашей стране были проведены масштабные исследования Московским автомобильным дорожным институтом (МАДИ), которые показали связь между коэффициентом сцепления колеса с дорогой и числом аварий. На основании этих исследований выведен минимально допустимый коэффициент 0,3. Если он ниже, то количество ДТП начинает увеличиваться», — рассказала эксперт.

По словам специалиста, при проведении ремонта дорог этот коэффициент обязательно измеряется, чтобы убедиться, что покрытие обеспечивает нужное сцепление. Чем выше цифра, тем безопаснее дорога. Но наличие дождя, снега, льда или наката снижают данный показатель. Соответственно, число аварий на скользкой дороге увеличивается на 25-30%, пояснила Анна Климентова.

«В качестве способа снижения аварийности зимой в международной практике приняты два простых принципа: дороги, по которым разрешено ездить со скоростью 50 км/ч и выше, должны очищаться от снега и льда полностью до асфальта; если такая дорога имеет снег или наледь, то скорость движения должна быть снижена до 20-30 км/ч», — рассказала эксперт.

Она пояснила, что безопасная скорость движения устанавливается, исходя из фактического коэффициента сцепления колеса после уборки. Он определяется с помощью специальных измерительных тележек, которые в режиме реального времени передают показатель дорожной службе и заказчику.

«В случае обнаружения на каком-то из участков коэффициента ниже необходимого уровня, туда направляют дорожную машину для дополнительной очистки и обработки противогололедными материалами», — поделилась руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

Дополнительное обучение?

С тем, что основной причиной аварий, в том числе и с летальным исходом, является «зимний режим движения», согласился и Игорь Шагапов, профессиональный автоподборщик. По его словам, ДТП зачастую происходят из-за обледенелых дорог, плохо убранного снега, неверно подобранной резины и другого.

Как считает эксперт, одним из способов снижения числа аварий может стать ужесточение правил дорожного движения и улучшение дорожной инфраструктуры.

«Безусловно, это первые и работающие методы», — констатировал специалист.

При этом Игорь Шагапов уверен: чтобы водители были более подготовлены к критическим ситуациям, их нужно обучать.

«Тут можно взять за пример опыт скандинавских стран, откуда выходит наибольшее количество успешных раллийных гонщиков. Там есть даже специальные ралли-трассы, где в выходной день может покататься любой желающий — и стар, и млад, так как уровень обучения вождению у них самый высокий! Не так-то просто там получить права», — сообщил эксперт.

Поэтому, по мнению Шагапова, в России стоит ужесточить экзамены для сдачи на получение водительских прав, ввести для автошкол нормы «контраварийного вождения» и увеличить количество часов наката на автомобилях (практических занятий) хотя бы в два раза.

«Да, это скажется на стоимости обучения, но я считаю, что это даже хорошо — люди будут более обдуманно и ответственно относиться к своему обучению, купить готовые права станет сложнее, — добавил специалист. — К сожалению, пока мы не научим новичков на дороге сразу включаться в процесс, понимать, где они, и адекватно реагировать, мы не сможем снизить аварийность».

По словам эксперта, сейчас мы видим курс правительства на то, чтобы увеличить наказание за вождение в состоянии опьянения. И профессиональное сообщество поддерживает такие действия властей.

«Но мы считаем, что вождение в нетрезвом виде должно наказываться более серьезными санкциями. При этом система медицинского освидетельствования должна быть более четкой и прозрачной» - добавил профессиональный автоподборщик.

Есть хороший пример?

По словам экспертов, дорожная инфраструктура в россии постепенно улучшается. Однако эффект заметен, по большей части, только в крупных городах — ведь стоить заехать в небольшой региональный город и там качество дорог, наличие светофоров или даже просто постовых оставляет желать лучшего.

«Тут необходим жесткий контроль за местной властью и местным ГИДББ, — считает Игорь Шагапов. — Тут за хороший кейс можно взять пример Екатеринбурга — там активно занимаются корректировками режима работы светофоров. Как и по всей области. Например, частично уже убрали поворот налево, что очень часто являлось причиной серьезных ДТП. Эта тенденция началась в крупных городах 5-6 лет назад и она серьезно ускоряет проходимость, поток машин и устраняет аварийность».

Штрафы пешеходам?

Как считает эксперт Игорь Шагапов, все участники дорожного движения — в том числе и пешеходы — должны нести равную степень ответственности за свои действия, находясь на дороге.

«На данный момент штрафы для пешеходов у нас ничтожно малы. Понятно, что пешеход должен быть защищен, но он должен быть защищен и от своих неадекватных действий. Это может спасти ему жизнь!», — прокомментировал специалист.

Поэтому, как считает Шагапов, сумма штрафов для пешеходов должна соответствовать суммам штрафов для автомобилистов. Более того, должен быть создан отдельный орган контроля за движением пешеходов.

«Ведь уход от столкновения с пешеходом, повлекший за собой серьезное ДТП, — одна из самых распространенных причин аварий во всем мире», — заключил эксперт.