Posted 10 февраля, 18:15
Published 10 февраля, 18:15
Modified 10 февраля, 18:15
Updated 10 февраля, 18:15
Участок земли на пересечении проспекта Ленина и улицы Кирова долгое время был излюбленным местом отдыха горожан — в небольшом сквере было много зелени, а в центре находился фонтан «Юность», созданный скульптором Ченкой Шуквани. Фонтан по праву считался одной из главных достопримечательностей центра города и был особенно популярен в жаркие летние дни.
В 2005 году рядом со сквером был возведён 7-этажное здание, сочетающее в себе функции жилого дома и торгового комплекса. Архитектором новостройки выступил Андрей Гречкин. В конце нулевых он задумал продолжить менять облик участка и создать цельный архитектурный ансамбль. Так появилась идея привнести в Петрозаводск частичку Парижа — построить свою версию пирамиды Лувра, архитектурной сенсации 90-х годов.
Фонтан «Юность» планировали вернуть на прежнее место после окончания строительства торгового центра. Как-никак у парижской пирамиды есть свой фонтан, нужен он и нашей. Вот только автор «Юности» Ченка Шуквани не поддержал этот план. По его мнению, работа перестала вписываться в новое окружение.
«Раньше там было большое пространство, и композиция занимала там свое место. А теперь они хотят поставить ее на клочке земли в два квадратных метра! К тому же, я считаю, что моему фонтану не место рядом с пирамидой», — сказал тогда Шуквани.
Администрация Петрозаводска не смогла убедить скульптора, и он забрал своё творение в мастерскую. После череды разбирательств на тему того, кому всё-таки принадлежит скульптурная композиция, чиновники согласились признать владельцем Шуквани и даже собрались выкупить её за 15 млн рублей (правда, для установки уже на другом участке).
Тем не менее, фонтан должен был появиться перед «Пирамидой», этого требовала проектная документация. Мэрия объявила конкурс на новый проект, который выиграл всё тот же Андрей Гречкин. Новая композиция получила название «Капитель». В итоге фонтан в сквере так и не был построен. Причиной была названа нехватка средств у застройщика.
Ещё при подходе к торговому комплексу становится заметно, что жизнь здесь как будто остановилась — вокруг неубранный снег, недостаток освещения, а тропинка, ведущая ко входу в магазин, как будто не чистилась неделями. Несмотря на это, у дверей «Пирамиды» стоят люди, а группа подростков расположилась на заснеженной лавочке поблизости.
Внутри оказывается, что в претенциозном здании сейчас располагается лишь один небольшой магазин с сувенирами. Несколько посетителей увлечённо рассматривают полки с игрушками, значками, косметикой и другими яркими товарами.
В центре зала расположен неработающий эскалатор — перед ним поставили полки с сувенирами. Сотрудники магазина рассказывают, что под землёй находится ещё два этажа с торговыми площадями, но сейчас они пустуют. Арендаторы ушли из ТЦ во время пандемии и так и не вернулись.
«На нижних этажах были популярные магазины одежды и обуви, поэтому недостатка в посетителях раньше не было», — вспоминает продавец сувенирной лавки.
По словам сотрудников магазина, владелец здания не теряет надежды снова сдать все помещения в аренду бизнесу. Тем не менее, найти актуальных объявлений о сдаче нам не удалось, последнее такое объявление появлялось летом 2023-го.
Ещё с начала строительства «Пирамиды» многие жители города критиковали проект. Зелёный сквер прямо на главном проспекте Петрозаводска был местом отдыха и встреч. Хоть и застройщик обещал просто «облагородить» территорию, позже выяснилось, что он понимает это по-своему. В сквере почти не осталось деревьев и кустарников, вместо этого там появилась плитка и искусственный газон. Теперь эта территория совершенно не кажется привлекательной для отдыха — без растений в сквере стало шумно и пыльно.
Но что же с точки зрения шоппинга? За последние 10 лет в городе появилось несколько крупных торговых комплексов, но многие из них уже переживают упадок — конкурировать с онлайн-шоппингом довольно тяжело. Для того, чтобы привлечь внимание покупателей, ТЦ должен быть не только магазином, но и полноценным общественным пространством.
Петрозаводчане отмечают, что шансов у «Пирамиды» стать привлекательным пространством довольно мало — для этого нужно полностью её менять. Многие также упоминают, что отсутствие какой-либо парковки делает ТЦ «отставшим от времени». Играет свою роль и репутация — некоторые горожане признаются, что «Пирамида» ассоциируется у них с ярмарками-продажами, которые часто проходили в здании.
Насколько удачной идеей было возведение «Пирамиды», вопрос спорный. Однако ясно одно — вернуть всё обратно вряд ли получится. Остаётся только надеяться, что изменения в лучшую сторону всё-таки со временем наступят, правда, какие именно, пока остаётся только догадываться.