Posted 9 февраля, 12:31
Published 9 февраля, 12:31
Modified 9 февраля, 12:33
Updated 9 февраля, 12:33
На 2023 год в российских детдомах содержалось около 35 тысяч воспитанников — и это рекордный минимум за многие десятилетия. Ровно десять лет назад, в 2013-м, таких детей было 106 тысяч. Уменьшилось и количество сирот — их стало меньше на 115 тысяч.
Директор фонда «Дети наши» Светлана Строганова объясняет, чем это обусловлено:
«В первую очередь, увеличивается количество детей, которых забирают к себе приемные семьи. Также снижается количество случаев, когда мамы отказываются от своих новорожденных детей. Сейчас в ряде регионов даже не осталось Домов малюток, где ранее содержались дети от рождения до четырех лет. Сейчас им сразу находят новые семьи».
Даже те категории детей, которых раньше почти не забирали в семьи — к примеру, дети с инвалидностью, ВИЧ-инфицированные — теперь легко находят новый дом. Причиной этому, однако, может быть холодный расчёт новых родителей.
«Дело в выплатах: за инвалида дают больше», — признаётся одна из приёмных матерей.
Разница действительно существенная — за здорового ребёнка семья получает единоразовую выплату в сумме 22,9 тысячи рублей, а вот за инвалида эта сумма составит уже 175 тысяч. Разумеется, ежемесячное пособие на таких детей также значительно больше.
Чтобы получать больше льгот, приёмные родители становятся опекунами ребёнка, вместо того, чтобы усыновить его. Например, благодаря такому «приёму» семье частично возвращают расходы за коммуналку.
Несмотря на то, что в детдомах стало меньше воспитанников, условия жизни в этих заведениях лучше не стали. В СМИ регулярно попадает информация об ужасах, творящихся за стенами детских домов.
Дети подвергаются насилию и унижениям со стороны воспитателей и сверстников, и даже становятся жертвами карательной психиатрии. К примеру, в кировском интернате детям подавали еду в ржавых металлических мисках, лишали возможности соблюдать гигиену и даже удовлетворять базовые человеческие потребности.
Иногда правозащитникам удаётся изменить жизнь детей, добившись смены руководства. При этом никакого наказания предыдущее руководство, как правило, не несёт. Бывает и так, что проверки якобы не обнаруживают никаких нарушений в содержании воспитанников детдома.
Правозащитник Никита Сорокин говорит, что часто ребёнок из неблагополучной семьи, которого забирают в интернат из-за ненадлежащих условий жизни, оказывается в детдоме ещё в более плохих условиях. Юрист считает, что дело не в желании органов опеки улучшить жизнь ребёнка, а в том, чтобы занять как можно больше мест в интернатах ради большего финансирования. Директор заведения, опасаясь урезки бюджета и возможного закрытия, старается заполнить все койко-места в детском доме.