Posted 20 января, 12:15

Published 20 января, 12:15

Modified 20 января, 12:15

Updated 20 января, 12:15

Что будет с ценами на автомобили в 2024 году в Карелии

«Подходящего времени никогда не будет»: что будет с ценами на автомобили в 2024 году

20 января 2024, 12:15
Фото: Midjourney

Что будет с ценами на автомобили в 2024 году в Карелии

Федеральные и региональные эксперты рассказали нашему изданию, вырастут ли цены на авто, какие машины появляются на российском рынке, и что происходит со вторичным рынком в Карелии. Подробнее — в нашем материале.

Цены в 2023 году росли практически на все: от продуктов до недвижимости. Яйцо, напомним, взлетело в цене в несколько раз. Почти одномоментно взвинтились цены на бензин и упали только спустя какое-то время. Цены на квартиры стали атомными после повышения процентной ставки. Следом подтягивается и рынок автомобилей. Чего ждать от цен на транспорт в 2024 году в России и, в частности, в Карелии?

Почему растут цены на авто

Алексей Зинченко, директор компании PROWATT отметил, что у роста цен есть несколько причин.

Во-первых, на ценовую политику существенное влияние оказывает увеличение утилизационного сбора. Во-вторых, автомобили никогда не падали в цене, если смотреть на вопрос глобально.

Геополитика стала третьим фактором, оказывающим влияние на курс валют, что сказывается на ценниках в России.

Четвертый фактор влияния на рост цен на авто — налоговая база на импорт. Она пока только увеличивается, а с учётом динамики ввоза автомобилей в Россию будет только ужесточаться.

«А когда на смену параллельному импорту придут официальные поставки автомобилей, они будут стараться „выжимать“ параллельный импорт из глобального лобби. Это также приведет к тому, что ценники на автомобили будут увеличиваться».

Что будет с ценами в 2024 году

За 2023 год, как отметил для нашего издания Дмитрий Демчук, генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс», стоимость автомобилей заметно выросла. Иномарки подорожали на 22-29%, отечественные автомобили — на 11%.

В вопросе будут ли цены расти эксперты во мнениях не сходятся. Одни считают, что цены не будут «пухнуть», как дрожжах, но и не опустятся.

«В 2024 году резких скачков роста цен не ожидается, но и понижение тоже маловероятно. Основное влияние на стоимость автомобилей оказывают внешние факторы, нестабильная экономическая ситуация, подорожание логистики и индексация утилизационного сбора», — отмечает Демчук.

Похожего мнения придерживается Максим Давиденко, Руководитель отдела по развитию продуктов и услуг компании «Альфа-Лизинг».

«Скорее всего, прайсы будут обновляться раз в квартал в зависимости от курсов валют, уровня инфляции и наличия автомобилей. Теоретически, регулярное расширение ассортимента в дилерских центрах за счет новинок от китайского автопрома может обеспечить удержание цен на новые авто, которые в конце 2023 года существенно подешевели. Например, модели JAC стали доступнее почти на 500 000 рублей», — считает эксперт.

А вот другие специалисты считают, что стоимость авто как раз поползет вверх. Промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов считает, что снижения цен явно не случится, во-первых, из-за подорожания прокатной стали, используемой при строительстве автомобилей: стоимость плоского оцинкованного проката выросла с 75-78 тыс. рублей за тонну в январе до 105-110 тыс. рублей в декабре.

Невеселый прогноз цен озвучила КарелИнформу пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр: ценники на авто в среднем подрастут на 15-20%.

«Снижение цен возможно только при восполнении дефицита автомобилей в бюджетном сегменте, что позволит реализовать отложенный спрос. Однако, стоимость автомобилей зависит от курса валют, издержек логистики и размера ключевой ставки, поэтому предпосылок для снижения цен пока нет», — рассуждают специалисты компании.

Цены на машины растут с прошлого года не только из-за дефицита поставок, но и из-за спекуляции дилеров, считает Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев. Цены на отечественные марки растут тоже, потому что последние сильно зависят от поставок зарубежных компонентов. Но цены на автомобили не могут расти постоянно.

«Этот рост будут останавливать периодические падения спроса. Но большого падения цен, конечно, не предвидится», — считает Матвеев.

Словом, «отскока» цен на машины ждать не придется.

Пересаживаемся на Lada

Казалось бы, с иномарками все понятно: Россия под санкциями, импорт осложнен, обслуживание «заморского коня» дорогое, а в некоторых случая практически невозможное, если речь идет о редких моделях: без поддержки автоконцернов остались владельцы Toyota, Kia, Hyundai, Mercedes, BMW и Mitsubishi, напоминает Максим Давиденко («Альфа-Лизинг»). Но почему цены на наши «ласточки» безбожно карабкаются вверх?

Комплектующие в наших автомобилях — импортные. Более половины деталей заводятся из-за рубежа, а это дополнитtльные налоговые издержки, отвечает Алексей Зинченко (PROWATT).

«Наш отечественный автопром не готов производить до 90% комплектующих автомобилей, чтобы цена была ниже текущей. Можно даже сказать, что российского автопрома в принципе „не существует“, потому что все комплектующие, дизайны и разработки этих автомобилей были просто взяты извне, например, из Китая».

Но таких «депрессивных» взглядов придерживаются не все сведущие в делах автомобильных. По данным Дмитрия Матвеева (Мой Автопрокат) и Максима Давиденко, наш автопром — Lada- бьет рекорды по продажам. Это объяснимо, даже при повышении цен русские ТС дешевле зарубежных. «АвтоВАЗ» поддерживается государством, и с января возобновилась госпрограмма льготного автокредитования, распространяющаяся на новые отечественные машины. Поговаривают о «возрождении» модели «Ока», а такую малолитражку готовы поставить в автопарки и серьезные компании:

«Раньше мы, как автопрокат, закупали Datsun mi-DO, но к сожалению, эта марка ушла из РФ 3 года назад. Если на рынок выйдет новая „Ока“, мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом класса будет точно, но нужна господдержка, и цена на 3 комплектации от 800 000 до 1 650 000 рублей», — поделился с КарелИнформ Матвеев.

Максим Давиденко (Альфа-Лизинг), вопреки прогнозам на «жирный» рост цен на отечественном рынке, отмечает, что наши производители, наоборот, снижаю цены из-за появления «китайцев», к которым стали присматриваться россияне. Например, отмечает специалист, в январе 2024 года АвтоВАЗ увеличил размер скидки на покупку автомобилей LADA в рамках акции «Покупай в Тольятти» до 180 000 рублей.

Авто из Поднебесной

После ухода европейских авто из России образовался свободный рынок, на который активно стали выходить наши китайские партнеры: автосалоны предлагают специальные скидки на «китайцев», при этом таких акций на европейский автопром нет. По сведениям Дмитрия Матвеева (Мой Автопрокат) за 9 месяцев ушедшего года в России было продано более 400 тысяч китайских автомобилей. По началу в России даже начали шутить о запчастях «с Алиэкспресса», но теперь по прогнозам доля китайских машин может вырасти до 50% на нашем рынке. Значит, спрос есть.

О том, что в России окажется много китайских новинок, говорит и Алексей Зинченко: в КНР существует порядка двух сотен брендов, в Россию «зашли» только 10%. Некоторые марки до 2022 года и не существовали, например YangWang от BYD, M-Hero, Avatr, Trumpchi и другие. А некоторые подвинули в топе и давно зарекомендовавшие себя европейские марки, вроде Volkswagen. Его, кстати, подменили Zeekr и Lixiang.

Что же касается «китайцев» в Карелии, то в Петрозаводске стали появляться внушительных размеров внедорожники Geely Monjaro. Выглядят они непривычно и, надо сказать, стильно. О самых дорогих авто в Петрозаводске, мы, кстати, писали совсем недавно.

«Вторичка» в Карелии

Рынок б/у не теряет своей актуальности. Мало кто из рядовых жителей региона может себе позволить новенькую Monjaro, или, будем откровенными, даже подержанный Мерседес из «люкса».

Мы пообщались с директором компании «Атлант Моторс» Ильей Юшковым и автоэкспертом по продажам и автоподбору Даниилом Степановым, которые работают в Карелии со вторичным рынком авто. По словам экспертов, цены и бюджетного, и дорогого сегмента нестабильны.

«На покупку автомобиля подходящего времени не будет никогда. Часто клиенты говорят, что подождут снижения цен, но пока они только растут», — отметил Илья Юшков.

Основными критериями по выбору подержанных автомобилей, как правило, становится стоимость, состояние, минимальный пробег и чистая история «лошадки», хотя и тут все непросто, ведь не все ДТП регистрируются. Средняя стоимость ТС в Карелии на вторичном рынке в сегменте до миллиона обойдется в 600-650 тысяч рублей.

Самыми востребованными в Карелии сейчас считаются отечественные автомобили Lada Priora и Granta, Skoda/Volkswagen, корейские бренды и др., которые себя зарекомендовали давно.

Варианты свыше миллиона в среднем стоят 1,7-1,75 млн рублей, но, как отметили Юшков и Степанов, клиенты с запросом на авто подороже уже имеют автомобиль высокой ценовой категории и имеют представление о том, как правильно такую «обжору» обслужить.

«Цены в 2024 году вряд ли поползут вниз. Сейчас есть дефицит автомобилей с пробегом. Новые авто, которые нам по карману это, все-таки, китайские бренды, которые все больше и больше заполняют рынок. К ним пока у людей нет доверия. Поэтому автомобили с пробегом на вторичном рынке надежнее. Они и ликвидны», — отметил Даниил Степанов.

За год в Карелии машины подорожали как минимум в 1,5 раза. Так, например поделились автоэксперты, «шестерку» сейчас можно приобрети и за 200 тысяч рублей, хотя, найти «жигуленка» можно и до 100 тысяч. Вопрос будет стоять в его состоянии.

********

К новой реальности с космическими ценами на жилье, топливо, а иногда и продукты придется привыкать. На средство передвижения цены также растут. Пока еще можно себе позволить личный транспорт: подкопить, отложить, вложить бабушкино наследство, а вот кредит на новую «лошадку» взять уже сложнее. Остается только надеяться, что здесь рано или поздно цены станут ближе к народу. Надежда, как говорится, умирает последней.

"