Posted 30 декабря 2023,, 12:25

Published 30 декабря 2023,, 12:25

Modified 30 декабря 2023,, 12:25

Updated 30 декабря 2023,, 12:25

Воздух, вода и земля: подводим итоги года с Природоохранной прокуратурой Карелии

Воздух, вода и земля: подводим итоги года с Природоохранной прокуратурой Карелии

30 декабря 2023, 12:25
Фото: 1MI
Сколько выявлено преступлений о вреде карельской природе, где находятся самые «грязные» производства, и чем закончились громкие скандалы в сфере охраны природы в 2023 году в Карелии нашему изданию рассказал Карельский межрайонный природоохранный прокурор Артем Викторович Гутов.

Уходящий год несколько раз взбудоражил общественность скандалами в сфере охраны природы Карелии. Об итогах года редакции КарелИнформ рассказал Карельский межрайонный природоохранный прокурор Артем Викторович Гутов. Задача природоохранной прокуратуры — следить за исполнением федеральных законов со стороны органов контроля, их должностных лиц.

Сколько нарушений в сфере охраны природы выявлено за 2023 год?

Мы можем говорить о результатах за 11 месяцев: выявлено 1631 нарушение, принесено 44 протеста, в суды направлено 58 исковых заявлений, вынесено 312 представлений, по результатам которых привлечено к дисциплинарной ответственности 187 должностных лиц, 42 лица привлечены к административной ответственности, предостережено о недопустимости нарушения закона 40 должностных лиц и по 7 материалам, направленным в органы предварительного расследования, возбуждено 5 уголовных дел.

За каждой цифрой скрывается конкретный факт нарушения, который получил правовую оценку. Более того, для прокурора главное — это результат, то есть не просто внесение акта реагирования, а реальное устранение нарушений закона, либо возмещение ущерба. Как правило, сведения об исполнении конкретного акта реагирования перепроверяются с выездом на место, а также с привлечением специалистов. При этом в ходе принудительного исполнения судебного решения, вынесенного по иску прокурора, на место выезжает судебный пристав-исполнитель, который проверяет — выполнено или не выполнено требование. Впоследствии приставы направляют нам сведения о фактическом исполнении. Если мы видим, что фактического исполнения не наступило, то разбираемся, почему такая ситуация произошла.

Есть ли примеры такой работы?

Например, когда по фотографиям видно, что решение не исполнено, то мы выезжаем на место и перепроверяем, привлекая органы контроля. Фактов незаконного прекращения исполнительных производств в 2022–2023 гг. не было зафиксировано.

Вместе с тем, сейчас перепроверяем исполнение судебного решения по ликвидации крупной свалки окола [отходы камнеобработки — прим.ред.] в границах Петрозаводска. Было установлено, что собственником земельного участка допускалось незаконное размещение окола, захламленной оказалась достаточно большая территория. Если выявим, что свалка не устранена, то будут приняты меры реагирования, в том числе будет дана правовая оценка действиям пристава-исполнителя.

Какие вопросы природной охраны стоят в Карелии острее всего?

Ключевые проблемы в сфере охраны окружающей среды связаны с вопросами соблюдения законодательства по обращению с отходами, охраны атмосферного воздуха, водного и лесного законодательства. Если обратиться к статистике, то более половины выявленных нарушений в сфере природопользования приходятся на сферу обращения с отходами, обращения граждан тоже касаются этой тематики. Большая работа органами прокуратуры проводится по взысканию ущерба, причиненного природным ресурсам, в том числе почве, лесным ресурсам, животному миру и водным биологическим ресурсам. По результатам рассмотрения дел в суде по искам прокурора в 2022–2023 году взыскано более 13 млн рублей ущерба. Сейчас на рассмотрении находятся иски на общую сумму ущерба свыше 180 млн рублей. Погашена задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду и лесопользование на сумму более 36 млн рублей.

Какие нарушения в части лесопользования фиксируются чаще всего?

В первую очередь, это незаконные рубки лесных насаждений. В текущем году в республике наблюдается увеличение на 6% количества преступлений, связанных с незаконными рубками лесных насаждений: зарегистрировано 71 преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, незаконно было вырублено 3 358 куб. м. на сумму 68 млн. руб. Выявлены такие преступления практически во всех районах республики (за исключением Кемского и Сортавальского районов).

Органы контроля и правоохраны ориентированы на своевременное их пресечение, в том числе с использованием средств космического мониторинга. Снимки со спутника сопоставляются с данными, которые есть в документах лесоустройства. Если установлено, что документов на рубку нет, данные передаются в Минприроды, они выезжают на место, осматривают территорию, сопоставляют документацию, если действительно нарушение подтверждается, то материалы направляются в орган полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случаях, когда сумма ущерба превышает 5 тысяч рублей.

Все лица, которые установлены, привлечены к уголовной ответственности либо еще пребывают в статусе подсудимых до вынесения приговора. В текущем году, например, Медвежьегорским районным судом был вынесен приговор виновному лицу, которому назначено наказание в виде лишения свободы на 1 год за рубку 8,5 кубических метров. В Петрозаводском горсуде был вынесен приговор группе черных лесорубов из трех человек, которые нанесли ущерб рубкой деревьев на сумму свыше 2 млн рублей. Им назначено наказание в виде принудительных работ с запретом заниматься заготовкой древесины и многотысячные штрафы.

На особом контроле в сфере лесопользования также находятся вопросы своевременного и полного внесения платежей за лес: в республике достаточно много лесопользователей — из 14,5 млн га лесного фонда более 9 с половиной тысяч находятся в аренде. При этом на арендатора возложен широкий круг обязанностей, которые, как показывает прокурорская практика, не всегда соблюдаются. Имели место неединичные случаи проведения ненадлежащего лесовосстановления, необеспечения санитарно-оздоровительных мероприятий, низкого качества подготовки к пожароопасному сезону и ряд других. По каждому такому факту приняты меры реагирования.

Самые серьезные нарушения в сфере водопользования в 2023 году?

К числу наиболее серьезных нарушений, с которыми мы сталкиваемся в надзорной работе, — это сброс неочищенных либо недостаточно очищенных сточных вод как от объектов промышленности, так и коммунальных предприятий. Есть ряд муниципальных образований, где сточные воды без нормативной очистки поступают напрямую в водоем. В настоящее время на исполнении находятся судебные решения, вынесенные по искам природоохранного прокурора, о строительстве или реконструкции очистных сооружений. Да, на выполнение этих мероприятий требуются значительные средства, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета, которое возможно получить после подготовки соответствующей проектной документации. Кроме того, к строительству КОСов предъявлется очень много требований. Для того, чтобы построить КОС, важно понимать, какую технологию очистки применять — это первый момент. В крупном населенном пункте может образовываться 5 тыс. кубических метров в сутки и более, а в небольшом — не превышать и 70 кубических метров. Второй момент — какой объем и состав сточных вод образуется, так как эти параметры зависят от времени года. Например, снег тает, все это разбавляется и так далее. В этой связи, сейчас над этими и другими вопросами активно работают органы местного самоуправления совместно с Министерством строительства республики. Речь идет о Медвежьегорском, Беломорском, Лоухском, Калевальском, Олонецком районах. Природоохранной прокуратурой осуществляется контроль за выполнением таких мероприятий.

Кроме того, следует отметить вопросы пресечения незаконной добычи водных биологических ресурсов. В текущем году зарегистрировано 21 такое преступление, ущерб от которых составил 3 806 604 ₽, возмещено 588 832 ₽. При рассмотрении уголовных дел добиваемся конфискации орудий лова, транспортных средств, лодочных моторов.

Если говорить о неправомерном использовании защитных полос водоемов, и о работе рыбоводческих хозяйств?

Негативное влияние на состояние законности в сфере водопользования также оказывает неправомерная застройка береговых полос, размещение в отсутствие разрешительных документов причалов, пирсов, отсутствие согласования органов рыбоохраны на осуществление хозяйственной деятельности. В практике прокурорского надзора подобные случаи не единичны. Каждому из них дана принципиальная правовая оценка, приняты меры к их фактическому устранению.

Если говорить о рыбоводческих хозяйствах, которых на территории республики насчитывается более 80, то ежегодно как природоохранной прокуратурой, так и территориальными органами контроля в их деятельности фиксируются нарушения — отсутствие производственного контроля за состоянием водоема, неисполнение ветеринарных требований и ряд других. Кроме того, пресечены факты неправомерного установления садков. В частности, в результате принятых природоохранной прокуратурой мер реагирования на территории Кондопожского района и Костомукшского округа были освобождены акватории водных объектов.

Каково мнение Природоохранной Прокуратуры по поводу формирования нового нацпарка в Муезерском районе? До решения о его образовании там поводились рубки.

Нужно сказать, что понятие «особо охраняемые природные территории» закреплено в законе. Существует несколько видов: заповедники, национальные парки, заказники, и у каждого из них свой режим. В части Муезерского района речь идет о проектируемом заказнике. Ранее рубки там приостанавливались. Карельский научный Центр [КарНЦ РАН — прим.ред.] направлял материалы в Минприроды Карелии, потом их отозвал. В настоящий момент КарНЦ РАН уточняются границы той территории, которая впоследствии будет иметь статус особо охраняемой природной территории в целях защиты лесных насаждений. Минприроды организовано обследование на предмет того, соблюдается ли там нормативные требования. Арендаторы лесных участков предостережены о недопустимости нарушения природоохранного законодательства. У нас этот вопрос находится на контроле.

Как соблюсти баланс между развитием туризма и сохранением природы Карелии?

Развитие туризма, безусловно, позволяет содействовать решению проблем занятости населения, улучшению его благосостояния, шире использовать природный и историко-культурный потенциал региона.

Вместе с тем, вопросы охраны окружающей среды не должны оставаться в тени. Любая хозяйственная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями экологических норм, и каждый, кто вовлечен в сферу туризма, должен помнить о высокой чувствительности экосистем к антропогенным воздействиям, таких как эрозия почвы, ее загрязнение, сбросы вредных веществ в водные объекты, ухудшение среды обитания животных, повышение уязвимости лесов от пожаров.

И если вред природным объектам причинен, то лица, которые этот вред допустили, обязаны его возместить и принять меры к восстановлению таких объектов (к примеру, рекультивация, зарыбление, посадка саженцев и т. д.), независимо от рода и вида деятельности.

Самые «грязные» в части выбросов территории в Карелии?

Состояние атмосферного воздуха населенных пунктов зависит от многих факторов, в том числе это выбросы от промышленных предприятий, загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива при эксплуатации транспорта.

Согласно имеющимся результатам мониторинга в разрезе муниципальных образований основной объем выбросов от стационарных источников приходится на г. Петрозаводск, Костомукшский городской округ, муниципальные районы Сегежский, Питкярантский и Кондопожский, где проживают 60,2% населения республики, и качество атмосферного воздуха обусловлено сосредоточением объектов промышленности на данных территориях.

Если обратиться к отраслям производства, то самой «грязной» является добыча полезных ископаемых (42,7% от объёма валовых выбросов), что объясняет лидирующую позицию Костомукшского городского округа среди «грязных» районов, следующий в данной антирейтинге — производство целлюлозы и бумаги в Кондопожском, Сегежском, Питкярантском районах (28,8%). Объекты ЖКХ составляют 11,2%.

Нарушают ли предприятия нормы по выбросам вредных веществ?

Да, такие факты фиксировались. При этом этому способствовали такие нарушения, как непроведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие производственного контроля, а также непроведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеоусловий и прочие. Безусловно, по каждому такому факту последовала принципиальная реакция.

Какие рекомендации выносятся нарушающим предприятиям?

Если закон нарушен, то рекомендаций в принципе быть не может — нарушения должны быть устранены. Внося представление, если мы установили нарушение, мы требуем. Направляя исковое заявление в суд, мы просим суд обязать конкретный хозяйствующий субъект либо орган выполнить требования в принудительном порядке. Если речь идет об административном правонарушении, как это было, например, с предприятиями ЖКХ, то ответственность несет руководитель организации или иное ответственное должностное лицо, которые обязаны принять меры к устранению нарушений.

В этом году в Медвежьегорском районе из-за работы щебеночного завода поступало много жалоб. Чем закончилась эта история?

Совместно с прокуратурой Медвежьегорского района разбирались по этому вопросу, осуществлялись выезды на место. Жалобы были обусловлены распространением взвешенных частиц на территорию жилой застройки. Этому способствовало отсутствие у предприятия специального оборудования, которое орошает и подавляет пыль. После монтажа этого оборудования в мае 2023 года были отобраны пробы воздуха, исследование которых показало отсутствие превышений. В связи с понижением температуры воздуха в октябре вновь поступили жалобы. В целях исключения загрязнения воздуха предприятие приобрело и смонтировало дополнительное оборудование — туманообразующую пушку пылеподавления. После ввода ее в эксплуатацию новых обращений не было зафиксировано. В настоящее время на контроле прокуратуры находятся вопросы завершения разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны для дробильно-сортировочной установки.

Каких изменений в законодательстве ждать в 2024 году?

В 2024 году вступят в силу более 10 нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Основные изменения коснутся законодательства об отходах производства и потребления, а также охраны атмосферного воздуха. С 1 января вступают в силу поправки Закона об отходах, производства и потребления. Теперь за утилизацию упаковки будет отвечать ее производитель. Сейчас эта ответственность лежит на производителе товара, что побуждает обязанность по оплате экологического сбора. Кроме того, появится реестр утилизаторов: заключить договор на утилизацию отходов использования товаров или упаковки можно будет только с лицом, которое присутствует в указанном реестре.

В части охраны атмосферного воздуха изменен перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяется меры госрегулирования. В актуализированный перечень добавлено 79 веществ, в том числе тяжелые металлы, их соединения, углерод, сажа, пигмент черный натрия гидроксил и другие. На выброс таких веществ предполагается получение разрешения и ограничение объема таких выбросов.