Posted 4 октября 2023, 12:29
Published 4 октября 2023, 12:29
Modified 11 октября 2023, 15:34
Updated 11 октября 2023, 15:34
Цифровые технологии активно входят в различные сферы жизни россиян, в том числе и в систему здравоохранения. С 2019 года в медучреждениях Карелии внедряется единая цифровая платформа (ЕЦП), созданная для удобства и повышения эффективности работы чиновников здравоохранения, врачей и пациентов. Она охватывает все разделы оказания медицинской помощи: от поликлиники до стационара. За создание, внедрение и развитие цифровой платформы отвечает «Ростелеком» и его дочерние компании.
Главная цель — сделать процесс оказания медицинской помощи комфортным и быстрым как для врача, так и для пациента. На сегодняшний день ЕЦП является крупнейшей медицинской платформой: в ней работает каждый третий врач страны — около 250 тысяч специалистов.
Платформа была создана на производственных площадках крупнейших отечественных разработчиков и сегодня закрывает 100% потребностей системы российского здравоохранения: от обслуживания колл-центра до медицинской системы бизнес-аналитики.
В Карелии система введена во всех бюджетных медицинских учреждениях, о чем на конференции «Цифровизация здравоохранения» рассказала Ольга Руотцелайнен, первый заместитель Министра здравоохранения Карелии.
Цифровизация медицины подразумевает и следование современным трендам, таким, как использование искусственного интеллекта. В сфере радиологии в программу включаются модули анализа маммографии, флюорографии, КТ, эндопротезирования и ЭКГ.
Такие программные модули позволяют на 20% повысить своевременную диагностику заболеваний на ранних стадиях, более чем в 2 раза сократить время проведения первичного анализа исследования, а также уменьшить время заполнения протокола исследования. Количество повторных операций должно снизиться, а время, которое уходит на проведение операций — сократиться. Всё это благодаря эффективным процессам планирования.
В целом отметим, что внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения положительно сказывается на работе медучреждений, оказании услуг пациентам больниц и поликлиник, а также облегчает задачи организаторам здравоохранения в России, в том числе в Карелии, о чем свидетельствуют показатели федеральных рейтингов Минздрава РФ.
Карелия входит в топ-20 регионов по количеству зарегистрированных документов в Реестре электронных медицинских документов. В рейтинге доступности записи к врачу наш регион находится в среднем сегменте, по данным на сентябрь 43% пользователей успешно записались на прием через ЕПГУ. При этом число дистанционных записей на прием к врачу растет, существенный скачок произошел в 2023 году: в январе доля дистанционных записей составляла 65,2%, в июле достигла отметки в 79,9%. С начала 2023 года жители республики воспользовались услугой онлайн-записи к врачу более 2,5 миллионов раз.
В Карелии дистанционно записаться на прием можно через Госуслуги, региональный портал медицинских услуг или приложение «К врачу». Онлайн-запись доступна как к участковому терапевту, так и к профильным специалистам — стоматологу, хирургу, офтальмологу и другим.
Внедрение цифровых сервисов в здравоохранении в прямом смысле помогает сделать медицину доступнее. Например, услуги телемедицины позволяют жителям удаленных населенных пунктов Карелии получать консультации профильных специалистов, не приезжая в столицу республики.
Кроме того, врачи, сталкиваясь со сложными для диагностики случаями, могут обсудить тактику лечения пациента с коллегами из медорганизаций более высокого уровня. В Петрозаводске сейчас созданы 3 центра телемедицины для взаимодействия с федеральными клиниками: в республиканской больнице им. В. А. Баранова, республиканском онкологическом диспансере и детской республиканской больнице.
В ближайшее время в республике будет внедрен новый интерфейс подсистемы «Поликлиника»: работа в электронной медкарте станет удобнее, появятся новые важные индикаторы для эффективной работы врача, а для большей производительности появятся «горячие клавиши».
Таким образом, цифровизация здравоохранения в Карелии делает проще и комфортнее взаимодействие врача и пациента, а также минимизирует потенциальные риски, такие как потеря медицинской карты или результатов исследований.
Отметим, что доступность электронных сервисов в медицине и формирование единого цифрового контура здравоохранения реализуются в рамках национального проекта «Здравоохранение».