Posted 29 сентября 2023, 14:26
Published 29 сентября 2023, 14:26
Modified 29 сентября 2023, 14:26
Updated 29 сентября 2023, 14:26
Практически каждую неделю мы пишем об инцидентах, связанных с вандализмом. Уродуют парки, разрисовывают стены домов, пытаются украсть арт-объекты и многое-многое другое. Причем замечены за вредительством не только несовершеннолетние, но и взрослые люди.
Как нам сообщили в МВД республики, за текущий год в Карелии было заведено 8 уголовных дел по статье 214 УК РФ «Вандализм». Причем случаи «размазаны» по территории республики равномерно: два случая за прошедшие 9 месяцев зафиксированы в Петрозаводске, столько же в Кондопоге и Медвежьегорске. По одному случаю пришлось на Лахденпохъю, Прионежье и Суоярви. Для сравнения, в прошлом году их было в два раза больше — 16 зафиксированных внутренними органами прецедентов.
И это те преступления, о которых было заявлено, на что обратили внимание и сообщили в полицию. Сколько актов вандализма на самом деле посчитать трудно.
«Проблема еще в том, что часто не можем установить лица, совершившие преступления. Рисуют на стенах, например, в темной одежде, в капюшоне. Найти таких сложно. К тому же, есть еще проблема слишком большого перерыва между совершением преступления и заявлением. Был, например, в прошлом году случай, когда нарисовано было в ноябре, а заявили об этом только в апреле или марте. Конечно, установить личность уже практически невозможно», — рассказывает нашему изданию сотрудник МВД РК.
Многие возбужденные дела в итоге приостанавливаются из-за невозможности установить причастных.
Зато те, кто все же попался на вандализме, как правило отделываются штрафом и обязательными работами до года, или арест до трех месяцев. Фигурирование в уголовном деле в качестве обвиняемого, конечно, неприятно, но по карману бьет не сильно, а арест покажется, скорее, отпуском.
Под материалами о порче городского имущества из хулиганский побуждений зачастую можно увидеть комментарии о необходимости усиленной работы полиции.
Еще в прошлом ноябре, а это практически год назад, руководитель федерального МВД Владимир Колокольцев заявлял о нехватке сотрудников, исчисляющейся в 90 тысяч человек. Сейчас этот уровень стал критическим.
«В штате полиции некомплект, об этом недавно глава МВД РФ Владимир Колокольцев сказал, что некомплект сотрудников сейчас составляет примерно 20% по стране. Карелию эта проблема не обошла стороной. На сегодняшний день нужного количества ППС нет, что бы быть готовыми задержать того, кто отламывает что-то, рисует. У каждого арт-объекта не поставить сотрудника полиции», — рассуждает наш собеседник из МВД.
Необходимо сказать, что даже с полным укомплектованием штата полиции проблема останется: невозможно поставить по сотруднику органов у каждого дома, сквера или забора.
«Мы работаем, устанавливаем злоумышленников, наказываем. Просто это делается несколько дольше, чем могли бы. Проблема, конечно есть, но мы работаем», — поделился сотрудник полиции.
Не решит проблему и патрулирование территории города. Если в Петрозаводске нет нужного количества сотрудников для пешего патрулирования, и контролировать ситуацию на улицах могут полицейские на автомобилях, то в Сегеже, например, где проблема вандализма стоит крайне остро, даже совместные усилия администрации и МВД не помогают полностью искоренить любителей портить то, что украшает город.
Увидев, во что превращается новенький, только отремонтированный Семейный парк, мы уточняли у администрации города, организована ли работа полиции для охраны территории.
«При администрации работает комиссия по профилактике правонарушений на территории Сегежского муниципального района, в состав которой входят представители МВД по Сегежскому району. Вопрос патрулирования парка уже включен в повестку очередного заседания. Бульвар Советов патрулируется ППС. Камеры видеонаблюдения установлены, но, к сожалению, не охватывают все зоны парка. Часто личность хулигана установить по видео с камер невозможно (капюшон, темные одежды и др.)», — отметили в Сегежской администрации.
Возможно, мы смотрим на проблему не с той стороны. Мы попробовали разобраться, что вообще подталкивает людей заниматься вандализмом.
Психолог Зоя Медведева рассказала нашему изданию: истоком желания испортить что-то на улицах города являются внутренние конфликты.
«Причин вандализма очень много. Если мы говорим о подростках, то это, как правило, поиск идентификации (причисление себя к какому-либо движению, субкультуре), выражение агрессивных импульсов, протест, попытки привлечь внимание значимых людей, творческие выбросы сублимации либидо», — делится специалист.
Среди взрослых людей зачастую решающим фактором является инфантильность и агрессия, которые вымещаются публично, но так, чтоб избежать наказания. Нередко катализатором подобного поведения становится алкоголь.
«Здесь может работать и такой феномен, как теория разбитых окон. Проводилось исследование в Америке, по его результатам можно оценить криминогенность обстановки и уровень преступности в целом», — рассказывает Медведева.
Авторы теории говорят о том, что, если в здании долгое время разбито окно, и его никто не меняет на новое, то вскоре не останется ни одного целого окна. Подобное поведение обусловлено психологическими механизмами: если другим можно, то и я могу.
Но, возвращаясь в реалии карельских городов, отметим, что быстро устранять мелкие правонарушения не выходит: пока будут соблюдены все бюрократические тонкости, рядом со сломанной скамейкой, исписанной стеной или сожженными кнопками старого лифта появятся другие испорченные арт-объекты и стены.
****
Приставить полицейского к каждому скверу при всем желании не получится. Еженедельно менять испорченное вандалами имущество городов не выйдет, как минимум, из-за нехватки средств в местных бюджетах. Выходит, разруху нужно устранять не в клозетах, как говорил классик, а в головах.