В середине августа по региону прошла молва: карельские чиновники разработали «карту закладок» и направили ее правоохранителям. Инициаторами помощи сотрудникам МВД стали депутат Заксобрания РК Ройне Изюмов и депутат Петросовета Андрей Рогалевич.
Замысел совершенно безобидный: карта могла бы помочь сотрудникам правоохранительных органов в борьбе с «закладчиками», а составлена на основе сообщений петрозаводчан о подозрительной активности «мутных» граждан.
Обернулись благие намерения неожиданным образом: чиновникам пришел ответ от МВД, в котором их предупредили об ответственности за пропаганду наркотиков.
«Получил письмо, содержание которого повергло меня в шок. Уважаемые сотрудники правоохранительных органов, вы серьёзно? Или вы не читали то, что вам было направлено?» — прокомментировал тогда Андрей Рогалевич ответ министерства.
Позиция МВД Карелии проста: обнародование такой карты, хоть и не официальной, основанной на наблюдениях, может сыграть злую шутку. Содействие гражданского общества и депкорпуса важно и ценно, но воспользоваться схемой могут не только сотрудники полиции, но и те, с кем инициатива призвана бороться. В целом, дополнить еще какими-либо комментариями ответ, который увидели Рогалевич и Изюмов, в органах не смогли.
Мы на условиях анонимности пообщались с бывшим рядовым сотрудником органов и узнали его мнение на этот счет.
«Эта оперативная работа предполагает, что она законспирирована. Особенно, если мы говорим о наркотрафике. Есть свои планы, четкие регламенты, указания, в которые явно не входит публикация мест. Ну представь, ты долго готовишься, разрабатываешь, согласовываешь, а тут место сливают в сеть. Конечно, вся работа пойдет насмарку. Есть особенности, которые тебе никто раскрыть не сможет, но работа ведется. Тонкая, осторожная. Все не так просто, как кажется. Если ты не видишь на каждом углу полицейский кортеж, это не значит, что они не работают», — поделился экс-сотрудник.
По словам Андеря Рогалевича, сообщения о том, что в разных частях города орудуют распространители запрещенных вещества и те, кто их употребляет, приходят постоянно.
«Обращение жителей поступает очень много. В месяц порядка 30-40. Допустим: обнаружили надпись на доме, что делать? Помимо обращений — личное наблюдение. У меня дома есть собака, которую я выгуливаю в лесополосе Древлянка-8. Каждый день встречаются пары или одиночные „товарищи“ и не думаю, что всех их мачехи отправили за подснежниками. Попытки обращений в правоохранительные органы по этим вопросам заканчивались ничем. Хотя оно и было разовое. В 2021 году я получил ответ на то, что моё сообщение зарегистрировано в книге жалоб и предложений, но поиски в лесу непонятных предметов не является административным или уголовным правонарушением», — поделился чиновник.
К 2023 году инициатива создать «путеводитель» для сотрудников органов — резюмировать, собрать в одно целое места, где часто видят «мутных» граждан и облегчить правоохранителям наблюдение, — созрела. Причем, как отмечает Ройне Изюмов, само название «карта закладок» было создано карельскими СМИ, а не инициаторами, ведь такой термин, будь он сформулирован деятельными чиновниками, действительно стал бы поводом для разбирательства.
«Сам нейминг „карта закладок“ был придуман журналистами, благодаря чему эта новость и распространялась. Однако он не совсем корректен. „Карта закладок“ предполагает отмеченные места с нахождением наркотиков, и если бы мы действительно опубликовали такую карту, то тут бы речь шла об уголовном преступлении. Мы же отметили места, где скапливаются люди — потенциальные правонарушители и преступники»,— поделился с нашим изданием Ройне Изюмов.
Что же касается конфликта чиновников и правоохранителей, то, судя по всему, он исчерпан: в ведомстве, скорее всего, неверно поняли инициативу.
«Было недопонимание, возможно, кто-то справку неверно подготовил, взяв информацию из заголовков СМИ. Конечно, никакой пропаганды в наших обращениях нет, думаю, это всем очевидно», — резюмировал Ройне Изюмов.
В чем точно уверены Ройне Лауревич и Андрей Сергеевич, так это в том, что проблема не новая, а главной причиной растущего числа обращений о «землеройках» в парках и дворах является вездесущая реклама бесконтактного приобретения запрещенных веществ, а также популяризация и романтизация употребления наркотиков в масс-медиа. Кроме того, как отметили собеседники, наблюдается дефицит эффективных образовательных программ по профилактике наркомании.
Несмотря на недопонимание, депутаты не в обиде на журналистов и МВД Карелии:
«Сейчас важно наладить коммуникацию между разными структурами, чтобы совместно бороться с общей бедой — наркомафией. Мы в любом случае открыты к любым формам взаимодействия в этом направлении», — считает Изюмов.
Андрей Рогалевич солидарен с коллегой: по его мнению, в отношении распространителей запрещенных веществ должны применяться более суровые меры наказания. Как минимум, должно быть ужесточено законодательство.
Профильные специалисты Минздрава Карелии подготовили для КарелИнформа ужасающую статистику: только по официальным данным на 1 января текущего года зарегистрированы 323 лица с синдромом зависимости от наркотиков: 88 лиц с пагубным употреблением наркотиков.
Сколько их на самом деле — не возьмется сказать никто, ведь в статистику попадают те, кому поставлен диагноз врачом-психиатром-наркологом, а основным признаком считается патологическое влечение к употреблению веществ, которое сопровождается психическими, а иногда и соматическими расстройствами. Сколько человек сами о себе скажут, что они «иногда балуются», или пока не попали к наркологу? А сколько человек готовы признать, что они зависимы и обратиться за помощью в наркодиспансер?
Только за 8 месяцев 2023 года по данным бюро СМЭ из подсистемы Промед от передозировки наркотиками умерли 8 человек. В 2022 году — 8 граждан. Это, конечно, меньше, чем в 2021 г, когда погибли 16 человек, но проблема менее значимой не становится…
****
О том, что в лесопарковых зонах, во дворах, на открытых улицах орудуют наркозависимые сообщается постоянно. Иногда мы ловим себя на мысли, что эта информация уходит на фон — притупляется, становится малозаметной, чего допустить никак нельзя. За попытку помочь решить проблему, сделать ее актуальной нельзя карать — нужно продумать, как эффективно взаимодействовать. Ведь запрос на оздоровление общества есть, о чем говорит Ройне Изюмов:
«Получили в ответ сотни сообщений от жителей с благодарностью за освещение данной темы. Люди нас поддержали, достаточно почитать комментарии в социальных сетях. В официальную сферу это выводить нужно обязательно, но над формой и подачей нужно поработать всем совместно: депутатам, полиции, гражданскому обществу. Важно, чтобы преступное сообщество понимало, что полицейские в этой борьбе не одни».