Posted 25 августа 2023, 18:11
Published 25 августа 2023, 18:11
Modified 25 августа 2023, 18:11
Updated 25 августа 2023, 18:11
Вопрос о реформе системы образования ежегодно встает все острее. Мало разговоров об отмене системы ЕГЭ. Начинать необходимо с тех, кто детей учит и воспитывает. В нынешнее непростое время на становление будущего взрослого влияет не только окружение и родители, но и те, кто проводит бОльшую часть дня с ребятами. О зарплатах учителей и педагогов давно трубят все возможные инстанции. Регионы стараются делать все, что могут, но профессия все еще «болеет» текучкой.
Российское государство наконец с усиленным рвением взялось за воспитание достойных граждан. С 2022 года в школах в начале недели поднимают флаг и исполняют гимн Российской Федерации. С детьми в неформальной обстановке проводят воспитательные и просветительские беседы «Разговоры о важном». С этого года дети будут приобщаться к общественно полезному труду — обещают посильные для школьников задачи.
И если все внимание приковано к учащимся, то в стороне остается вопрос: кто обеспечивает соблюдение всех этих требований и какой ценой?
Мы пообщались с одним из учителей петрозаводской школы на условиях анонимности. Сергей Федорович [имя изменено — прим.ред] согласился поделиться, как обстоят дела по ту сторону баррикад.
Помимо основной работы — изложения учебного материала, да еще и в соответствии с ФГОС (федеральным государственным стандартом), на учителей ложится дополнительная нагрузка.
«18 часов, отведенных по предмету в неделю — ставка. Получается около 23 тысячи рублей. Это с северными. Доплачивают за классное руководство — путинская надбавка в 7 тысяч. „Разговоры о важном“ оплачиваются как отдельные уроки, то есть дополнительно. Организация экскурсий, как правило — инициатива администрации школы. Учителя за это не берутся — лишняя нагрузка, ответственность. Их оплачивают, если написать заявку на премию. За несколько экскурсий в год можно получить тысячу. В ставку они не входят, поэтому мало кто за них берется», — рассказывает Сергей.
При этом по официальным данным от Росстата, которые нам предоставили специалисты Минобразования и спорта республики, средняя заработная плата учителей за 1 квартал 2023 года выроста с начала года на 2,3% и составила 46,4 тысяч рублей, что на 10,5% больше средней заработной платы данной категории работников за аналогичный период 2022 года. Кстати, буквально 24 августа 2023 года Министр образования РК Роман Голубев сообщил об индексации зарплатного фонда учителей в регионе — на 5%.
На наш запрос Минобразования Карелии ответило следующее: учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре, объем которой определяется ежегодно на начало учебного года. Причем увеличение нагрузки производится с письменного согласия работника — то есть, знают, на что идут?
«Количество часов в учебном плане школ в 2023/24 учебном году не увеличилось и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В течение последних лет средняя педагогическая нагрузка у учителей школ составляет в среднем 1,4 ставки», — отметили в ведомстве.
Как это видят учителя:
«Как правило, берут больше 30 часов, чтобы больше получать. Это зависит от того, сколько в школе преподавателей одной специальности. В нашей школе пять учителей моего предмета, поэтому нагрузка у некоторых максимум 20 часов. Зато они ведут параллельно и обществознание, чем „добирают“ часы», — рассказывает учитель.
Количество преподавателей на один школьный предмет зависит от воли администрации заведения — четких регламентов, по его словам, нет.
«Учитель истории может быть завучем или педагогом-организатором, или кем-то еще. Они берут малую урочную нагрузку», — рассказывает Сергей.
При этом работа завучем, например, получается выгоднее, чем учителем: эта должность предполагает дополнительную четверть или половину ставки, а зарплата может быть на 30 тысяч больше учительской. Вот откуда эта «средняя по палате» в 46 с лишним тысяч.
«Работа собачья, очень и очень тяжелая и у завуча, и у педагога-организатора. При этом любое мероприятие в школе — на педорге (педагог организатор — прим. ред.). Им добровольно-принудительно помогают молодые специалисты, приходящие в школу — сделать квест к празднику, подготовить презентацию и так далее. Если официальной нагрузки нет, то за эту работу, соответственно, молодой специалист ничего не получает. Особенно „достается“ сейчас учителям ОБЖ. Не меньше — классным руководителям», — подчеркнул школьный педагог.
И это помимо подготовки к урокам по стандартам — а они непростые, плюс сокращение часов при большом объеме материала, «физкультминутки», проверка тетрадей, составление заданий, подготовка детей к экзаменам, внеклассные занятия, а теперь и контроль за «общественно полезным трудом».
Как нам рассказал учитель Сергей, средний возраст педагогов в его школе — 40-50 лет. Два молодых педагога ушли совсем недавно — вот он пример текучки молодых специалистов в школах.
Минобразования Карелии отчитывается: в этом году в школы должны прийти более ста молодых педагогов — выпускников организаций среднего и высшего профессионального образования. Особенно остро школы нуждаются сегодня в учителях математики, английского языка, русского языка и литературы, начальных классов.
И как только молодежь не приманивают:
Не идут они. За три года по программе «Земский учитель» удалось привлечь в карельские школы 54 учителя. В этом году еще трое победителей конкурса в этой программе приступят к работе. Показатель малый — что такое 54 учителя за три года во все школы региона. Но это лучше, чем никакого.
***
О повышении престижа профессии учителя говорят уже много лет. Пытаются поднять зарплаты, и льготы, и жилье, и уважение, и почет. Почему не идут? Даже если взять «среднюю» в 46 тысяч — стоит ли полноценная работа учителем тех денег? Скорее всего, факторов много: родители, еще не привыкшие к тому, что теперь школа снова воспитывает, а не оказывает образовательные услуги. Уставшие подростки, которые приходят в школу только, чтоб номинально сдать ЕГЭ — ведь у нас давно все сведено к натаскиванию на экзамен. Огромная нагрузка, учитывая дефицит кадров — а выполнять федеральные требования нужно. Госстандарты, которые требуют детей развлекать на уроках (чего стоят игровые технологии и проектная деятельность), а не прививать уважение и любовь к знаниям.
За столько лет «образовательных услуг» возродиться сложно. Радует, что на педагогов все еще учатся. Учителей ждут на работе. Значит, еще не все потеряно? Может, мы просто только-только начинаем, и все у нас еще впереди?