Законодатели России всерьез задумались о том, чтобы привить детям любовь к труду. Поправки уже приняли единогласно в первом чтении. Что ждет школьников, если их примут окончательно?
В советские времена, на которые, судя по всему, ориентируется российский парламент, трудовое воспитание было одним из приоритетных направлений в школе: уборкой класса занимались дежурные, а «технички» следили за порядком в местах общего пользования и коридорах. На уроках труда школьников с первого класса готовили к получению профессии, освоению дела на учебно-производственных комбинатах и в трудовых лагерях. Кстати, многие дети, выросшие в те вермена, с ностальгией вспоминают поездки «на картошку», малярные работы в новостройках и многое другое.
В пункте 4 статьи № 34 закона «Об образовании» изложен запрет на привлечение обучающихся к работе, которая не предусмотрена программой. По этой причине школьника было невозможно попросить помыть доску, намочить тряпку, подмести класс и т. д. Обслуживание самого себя, поддержание чистоты — что ж в этом плохого?
Статья №43 может дополниться пунктами о бережном отношении к имуществу, о поддержании порядка в классе и школе. И это не все: школьников могут обязать участвовать в общественно полезном труде. Нужно отметить, что законодатели не допускают мысль о том, что дети будут заменять уборщиц, дворников, работников столовых.
Благое намерение перевоспитать подрастающее поколение может помочь решить вопрос с вандализмом, порчей общественного имущества и мусором, который кидают бездумно. Но возможно ли это в современности?
Прости, Юра, мы все отменили
По мнению Александра Гезалова, российского общественного деятеля, писателя и публициста, специалиста в сфере социального сиротства, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помощи людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, а также руководителя Наставнического центра в Москве, трудовая дисциплина — это уже не то, что было в советское время. Пионер и комсомолец был обязан трудиться и участвовать в коллективной деятельности.
Воспитательная функция школы, как при Советском Союзе, уже невосполнима, считает он.
«Сегодня уже не советское время. Все знают свои права и обязанности очень хорошо. Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим.ред], где люди будут считать, и правильно, наверное, считать, что дети, которые перегружены всякими секциями, тренировками, выступлениями, кружками и так далее, будут загружены этой темой», — уверен Гезалов.
Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию.
Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть.
«На мой взгляд, если мы говорим о приучении детей к труду в условиях развитого современного потребительского общества, то сделать это будет крайне сложно. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев.
Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации.
«Пока семья сама не приучит ребенка трудиться, в школе это будет сделать крайне сложно», — указывает омбудсмен.
Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть.
Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями:
«Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее. Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев.
Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться.
Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители. Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии.
Скептично настроен и Александр Гезалов. На его взгляд, нагрузка по контролю дополнительной деятельности обучающихся ляжет на учителей.
«Они будут вынуждены находить время для того, чтобы вовлекать детей в какие-то трудовые дисциплины, учитывая, что они и сами очень сильно перегружены», — отметил общественник.
Он также считает, что развить в сознании ребенка не только возможность, но и необходимость участвовать в общественно полезных мероприятиях должны родители.
«Вовлекать детей в благотворительность, проводить совместно какую-то деятельность вне семьи, вне школы — уборка поймы реки, правило не бросать мусор, ну и какие-то такие вещи, которые закладываются базово еще в очень раннем возрасте. Основной агент влияния — родители. Школа, все-таки, образовательное место, где учат, а заниматься воспитанием должны родители», — подчеркнул Гезалов.
Осталось отетить на вопрос: кто будет учить родителей тому, что они должны развить в своем ребенке? Далеко не все из нас прирожденные педагоги.
***
В современном обществе появился сомнительный тренд: родители задаются вопросом, кто должен воспитывать их ребенка. Молодые мамы и папы ждут, что им кто-то поможет, подхватит, поддержит, направит, забывая, что они сами теперь взрослые. За 30 с лишним лет сформировались несколько инфантильных поколений, которые знают свои права, но не помнят об обязанностях. К счастью, не так много времени прошло, чтобы забылись советские правила воспитания, и еще не ушли те, кто по этим правилам жил. Как теперь совместить полезные идеи того периода с учетом современных тенденций и нового стиля жизни — вот главный вопрос, который точно нельзя решать, рубя с плеча.