Posted 2 июня 2023, 15:00
Published 2 июня 2023, 15:00
Modified 2 июня 2023, 15:13
Updated 2 июня 2023, 15:13
Средства от сборов НДФЛ — те самые деньги, на которые буквально живут многие российские регионы. Эти средства необходимы для выполнения социальных обязательств перед гражданами, в том числе, на лечение, обучение. Почему в этом году по всей России сборы НДФЛ упали, почему падение было таким резким и какие регионы пострадают от этого больше всего?
29 мая 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому все средства от уплаты НДФЛ будут без промедления распределяться по регионам России. На согласование этого документа ушло две с половиной недели — это очень быстро.
С чем связана такая спешка? В первую очередь, с тем, что большая часть российских регионов сегодня находится в ситуации, близкой к финансовой катастрофе, пишут «Новые Известия». Средства «зависли» на счетах налоговиков, их невозможно использовать, в том числе, для выполнения социальных обязательств. Причина в том, что начиная с 1 января этого года российские предприниматели оплачивают налоги ЕНП — единым налоговым платежом. Таким образом, сначала средства поступают на единый налоговый счет (ЕНС), и только после этого они распределяются по разным бюджетам. Так, часть средств направляется в федеральный бюджет, другая часть — в региональный, третья — в местные бюджеты. Такой вариант удобен для бизнеса, а вот для регионов стал практически катастрофой — они потеряли деньги и им пришлось долго ждать их возврата. Впрочем, социальные обязательства ждать не могут.
Антирейтинг: регионы-аутсайдеры
В апреле власти Ленинградской области вынуждены были занять у Федерального казначейства почти 6 млрд рублей. Причина проста — средства зависли на ЕНС, и государственный долг региона мигом вырос на 87%, составив 12,7 млрд рублей.
В Татарстане местные власти, как заявил глава бюджетного комитета республиканского Госсовета Леонид Якунин, вместо дополнительных сборов с новой системой получила ущерб в 3,8 млрд рублей, а не ожидаемые сборы в размере 5 млрд рублей. По причине доступности бюджетных кредитов уровень государственного долга у некоторых регионов России уже почти достиг критической отметки в 100% — это подтвердил даже глава Минфина Антон Силуанов.
По словам экспертов, подобная ситуация — последствие не до конца продуманного нововведения с ЕСН. В частности, такую точку зрения озвучивает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев:
— Безусловно, и общее экономическое положение сказывается. Сводить просадку поступлений в региональные бюджеты только к кассовым разрывам не стоит. Проблема есть, она оказывает влияние, но там, где такие сильные провалы — подозреваю, что есть и другие причины.
Все осложняется еще и тем, что средств, собранных от НДФЛ, явно мало даже на счетах. Так, в 2023 году по России сборы НДФЛ сократились, если сравнивать с данными за аналогичный период 2022 года, о чем свидетельствуют данные портала «Электронный бюджет» на 25 мая 2023 года без учёта новых регионов и Камчатского края, по которым нет достаточной информации.
Следует выделить два региона — это Ингушетия, которая показала наихудшие результаты в России в 2023 году по сборам НДФЛ. На 25 мая падение составило 36,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Невероятно, но факт — Москва тоже вошла в ТОП-10 регионов с худшими показателями. Так что проблемы с НДФЛ, очевидно, затрагивают всех.
Процветающий Сириус
Не меньше удивления может вызвать и рейтинг тех регионов, в которых доходы от НДФЛ практически не изменились (ну или как минимум пострадали не самым серьезным образом). Особого внимания заслуживает Сириус.
Сириус — явление, которое с уверенностью можно назвать уникальным. И нет, речь вовсе не идет о яркой звезде: это федеральная территория, которая не считается формально отдельным субъектом федерации, но, в то же время, находится в подчинении исключительно федеральных властей. Соответственно, все налоговые поступления Сириус учитывает самостоятельно.
Что такое Сириус? Это поселок городского типа, считающийся частью Адлерского района Сочи. Она расположен рядом с олимпийскими объектами, на территории поселка открыт одноименный образовательный центр, а также «Инновационный научно-технологический центр» — он предоставляет налоговые льготы предприятиям. Упрощая, можно сказать, что Сириус — это такое большое «Сколково», имеющее административную автономию.
Поистине космические финансовые показатели Сириуса экономист Дмитрий Потапенко объясняет тем, что российский бизнес фактически эмигрировал в комфортный налоговый режим:
— Переезд компаний. Просто физическая перерегистрация компаний в Сириусе. Все примитивно. Это чисто технический прием.
Стоит отметить, что экономика в условиях снижения налоговой нагрузки действительно демонстрирует чудесные показатели. Так, резиденты ИНТЦ «Сириус» на 10 лет получают нулевые ставки по НДС, налогу на имущество и на прибыль. Кроме того, страховые взносы на сотрудников в Сириусе вдвое сокращены, то есть, вместо 30% они составляют 15%. Ключевое требование — выручка, которая должна составлять не более 1 млрд рублей, а чистая прибыль, в свою очередь, не должна быть больше 300 млн рублей. И на одном лишь только налоге на прибыль любая компания, например, из Москвы, решившая перерегистрироваться в Сириусе, может «сэкономить» в год около 60 млн рублей. Учитывая другие льготы, экономия может быть и более существенной.
Сам Сириус был создан несколько лет назад, его население составляет порядка 13 тыс. человек, однако этот поселок на сборах налогах на зарплаты зарабатывает сумму, сопоставимую с показателями, например, Тульской области — 7,45 млрд рублей. В России, как известно, НДФЛ платится не по месту жительства гражданина, а по месту регистрации компании. То есть, работа фактически может вестись где угодно, при этом налоги идут в Сириус. Впрочем, в самом поселке живут только ученые, в том числе, генетики, и представители сферы IT.
А что остальные российские регионы? Они, равно как и их население, рискуют оказаться в настоящей долговой яме. И никто уже не дает гарантий, что федеральному бюджету окажется под силу раздача доступных государственных кредитов всем желающим. И вот на горизонте появляется уже другая опасность — коммерческие и дорогостоящие займы. И те средства, которые регионы могли бы направлять на развитие медицины, инфраструктуры и образования, будут уходить на уплаты процентов по облигациям и кредитам.