Posted 23 мая, 16:29
Published 23 мая, 16:29
Modified 23 мая, 16:30
Updated 23 мая, 16:30
Полномочия по контролю за эксплуатацией лифтового оборудования из года в год передавались в России от ведомства к ведомству. К 2012 году лифты полностью вывели из-под контроля Ростехнадзора. Затем, уже к середине 2021 года, все действующие лифты были переведены под полный контроль управляющих компаний.
Неисправные лифты ежегодно становятся причиной гибели десятков граждан в нашей стране. По статистическим данным, переданным Национальным лифтовым союзом, лишь за последние пять лет в неисправных лифтах погибло 129 человек. В 2018 году аварии лифтового оборудования унесли жизни 30 граждан, в 2019-м было зафиксировано 34 смертельных случая, в 2020-м — погибло 23 человека. В 2021 и 2022 годах жертвами аварий лифтового оборудования стали 22 и 20 человек соответственно. За прошедшие месяцы 2023 года было зафиксировано 62 опасных аварийных ситуации и несколько смертельных трагедий, произошедших по причине неисправности лифтов. Об этом информируют «Новые Известия».
В такой сложный момент, когда Российская Федерация нуждается в замене большого количества лифтов, на всю страну гремит история с заменой лифтов в Татарстане и начинается демонстративное противостояние Татарстанской антимонопольной службы с одним из крупнейших российских производителей лифтов — ПАО «Карачаровский механический завод» (КМЗ).
Согласно решению ФАС региона, завод отстранили от участия в государственных закупках на трехлетний период и включили в список недобросовестных подрядчиков. В начале весны прошлого года Арбитражный суд города Москвы признал факт банкротства предприятия.
С 2018 года доля ПАО «КМЗ» в производстве лифтового оборудования сократилась с 21% до 8,12%. Несмотря на этот факт, завод является третьим по объему выпускаемой продукции производителем лифтов в стране, уступая только Щербинскому лифтостроительному заводу и компании «Метеор Лифт».
В настоящий момент ответственность за каждый работающий лифт несут УК или ТСЖ. Управляющая компания должна обеспечивать контроль работы диспетчеров, а также контролировать надлежащее техническое обслуживание оборудования, включая ремонты лифтов. В действительности же пусконаладочные работы часто осуществляются сотрудниками, не имеющими должной квалификации. В течение многих лет ни ремонтные работы, ни грамотная эксплуатация лифтового оборудования не выполнялись надлежащим образом.
С 1 марта Ростехнадзору в рамках правительственного решения были возвращены полномочия по контролю за безопасностью эксплуатации и содержанием опасных технических зданий и сооружений. В эту группу входят и лифты, и подъемные платформы для граждан с ограниченными возможностями.
Как сообщают в Ростехнадзоре, в российских регионах вскоре будет полностью налажена работа с фондами капремонта по вопросам замены и модернизации лифтового оборудования в жилых домах. Граждане, направившие обращения в УК с вопросами, которые касаются устранения проблем с лифтами, и не получившие ответа, могут переадресовать обращение в местные органы Ростехнадзора.