Posted 16 мая 2023, 07:48
Published 16 мая 2023, 07:48
Modified 16 мая 2023, 09:54
Updated 16 мая 2023, 09:54
Владелец группы компаний «ЦСК» в Петрозаводске Евгений Михеев попадал в скандалы, безуспешно пытался заняться большой политикой, но по-прежнему руководит компаниями с оборотами в миллиарды рублей. Он стал героем пятой серии спецпроекта «КарелИнформ».
Информация к размышлению
Большинство наблюдателей называют 51-летнего магната «волком-одиночкой», имея в виду отсутствие тесных связей с чиновниками и политиками. Однако он ведет дела не один, имея «в активе» несколько десятков компаний, расположенных в Петрозаводске. Большим бизнесом также управляет дочь — Акилина Михеева — руководитель и учредитель десятка других ООО, которые занимаются не только строительной деятельностью, но и торговлей автомобилями.
Работа у Евгения Михеева идет более чем успешно: в прошлом году он возглавил рейтинг ста самых богатых жителей Карелии по версии «КарелИнформа». Компании, где он был собственником, учредителем или участников, показали 7 млрд рублей выручки и более 300 млн рублей чистой прибыли. Акилина Михеева также замкнула первую двадцатку «топа».
Не исключено, что в обозримом будущем позиции бизнесмена сильно не пошатнутся. По данным открытых источников, рыночная стоимость его предприятий в 2022 году только выросла и составила более 9,1 млрд рублей, а чистая прибыль показала рост в полтора раза (более 461,4 млн рублей).
Основным «детищем» Евгения Михеева остается «Центральная стройбаза Карелии» («ЦСК») и ряд родственных компаний в Петрозаводске, хотя на торговле он не зацикливается. В списке юрлиц есть транспортные и рекламные компании.
Впрочем, бизнес-«одиночество» магната весьма относительно. Свои связи с властью Евгений Михеев никогда особенно не афишировал, но в сентябре 2021 года его фамилия всплыла в суде по уголовному делу экс-спикера Петросовета Геннадия Боднарчука. Как утверждало обвинение, председатель брал взятки у своего зама Валерия Матвеева. Одной из «тем» было строительство оптовой стройбазы на Пряжинском шоссе, в связи с чем к Матвееву обратился Михеев.
В процессе фигурировала и персона бывшего начальника петрозаводского управления архитектуры и градостроительства Виталия Рохманюка, который в итоге получил 9 лет колонии. Он в свое время связывался с Михеевым по поводу сложностей с выкупом арендованного участка в Сулажгоре. Правда, Рохманюка, подписавшего нужный документ, в этой истории наблюдатели считают больше исполнителем.
Путь к успеху
Детство и юность Евгения Михеева связаны с Петрозаводском. В 1985 году он закончил среднюю школу № 37, а затем пытался работать токарем. Как вспоминают очевидцы, в конце восьмидесятых годов недавний школьник получил сан дьякона в городском Крестовоздвиженском соборе. До 1996 года нес послушание эконома в Петрозаводском подворье Муромского монастыря.
Заочно отучившись в Московской духовной семинарии, Евгений Михеев резко переключился на бизнес в Петрозаводске.
«Как и у многих других бизнесменов в то время, у Евгения Михеева сработало чутье на скорый расцвет строительства, - вспоминает бывший руководитель крупной городской фирмы «перестроечного» времени. – Одни ушли на подряды в строительство, но рынок нуждался в местных «расходниках». Ниша пустовала. По-моему, одним из первых михеевских предприятий стал нынешний торговый дом «Промстрой». Формально он появился в 1997 году. В начале нулевых - «Стройцентр», а в середине – «Центральная стройбаза Карелии». Дела очень быстро наладились: серьезных конкурентов на рынке не было».
С этого периода большинство жителей Карелии знают Евгения Михеева как «торгово-строительного» коммерсанта, который заодно пару раз попробовал силы в большой политике. Но – безуспешно. Первый опыт его участия в выборах в Законодательное собрание в 2006 году. Михеев стал кандидатом от «Яблока» по партсписку.
Если бы не решение Верховного суда РК о снятии партии с тех выборов, связанное с процедурными моментами (кандидатами выдвигались от сотен зарегистрированных членов партии, а не от общего числа местных «яблочников»), то по партспискам Михеев мог бы и пройти.
Еще одна попытка Евгения Михеева заняться политикой датирована 2009 годом. Кроме того, подстегнуть к этому бизнесмена мог недавний экономический кризис 2008 года: в случае победы он бы обеспечил себе неплохой «тыл». Бизнесмен решил баллотироваться на пост мэра Петрозаводска, однако недооценил политтехнологов и, кроме того, переборщил с предвыборной агитацией. Листовки с его изображением заполонили окрестные заборы и фонари, что, по мнению наблюдателей, лишь усилило раздражение избирателей. Михеев получил лишь 5,7 % голосов.
Интересно, что уже в 2013 году на выборах мэра Петрозаводска неожиданно победила другая “яблочница” Галина Ширшина. Он же в той кампании решил не участвовать, хотя эксперты такую вероятность допускали.
«На тот момент Евгений Михеев не был узнаваемой фигурой для обывателя, - вспоминает один из политтехнологов. – «ЦСК» и море листовок – вот и весь набор. Кроме того, к бизнесменам в политике горожане тогда относились с большим подозрением, а сам бизнесмен никогда не «подминал» под себя СМИ. Недооценивал, предпочитал «наружку» печати и эфирам, что, возможно, и стало большой ошибкой».
Одно из редких исключений – короткое интервью бизнесмена Михеева на телеканале “ТНТ-Онего” в 2012 году, в программе "Актуальное интервью". Эксперты связали его появление с предстоящими выборами градоначальника. Тогда хозяин «ЦСК» настаивал на том, что мэр должен, в том числе, уметь управлять.
“На мой взгляд, дело не в политических партиях, - заявил он. - Глава города не должен быть политиком, он должен быть хозяйственником и грамотным управленцем. Он должен уметь управлять, знать все нюансы, тонкости, секреты и технологии управления и принятия решений”.
Заодно бизнесмен отдельно вспомнил о развитии Интернета и научно-технической революции, коррупции и «низкой квалификации управленческого аппарата.
“Посмотрите, что развивается сейчас: одни только магазины, - выступил владелец магазинов, открестившись от принадлежности к какой-либо политпартии. - Развивается ли ЖКХ, то самое, тяжело больное, жилищно-коммунальное хозяйство? Плохо развивается. А почему? Потому что какие-то, на мой взгляд, не совсем прозрачные схемы там”.
На фоне недавних свидетельских показаний по делу Боднарчука это заявление теперь обрастает новыми смыслами, но факт остается фактом: с конца нулевых Евгений Михеев про политику забыл. Сосредоточился на бизнесе и, кстати, одним из первых в регионе заговорил об Интернет-торговле, и позднее у «ЦСК» открылся одноименный веб-магазин.
Потасовка и ковид
Небольшая «передряга» случилась с бизнесменом в 2014 году. Михеев вмешался в потасовку с директором группы компаний «СТК» и парламентарием-«единороссом» Олегом Зобиным. Из-за шлагбаума в элитном поселке «Карельская деревня» Прионежского района. Тогда в сети появилось видео с камер наблюдения с джипом, чей водитель пытался протаранить преграду.
Небольшая потасовка ничем серьезным не заканчивается. Но Зобин позже все же получил судебный штраф за побои, но попал под амнистию. Михеев же проходил по тому конфликту свидетелем. В силу статусов участников местные СМИ освещали эту ссору с особым вниманием.
Не прошло и нескольких лет, как в 2016 году персона Евгения Михеева снова оказывается в центре скандала. Уже гораздо более крупного. Теперь – не с соседом, а с жителями микрорайона “Сулажгора”, которых возмутили его планы по строительству на территории бывшего плодово-ягодного питомника.
Среди жителей пошли слухи о том, что магнат собирается построить неподалеку завод по производству бетона и карьер по добыче песка. На территории появились запрещающие таблички и спецтехника. Молчание мэрии по этому поводу лишь подливало масла в огонь.
Под обращениями в адрес тогдашнего главы Карелии Александра Худилайнена, прокуратуры и других инстанций подписались сотни человек. В итоге земля, чьим собственником был бизнесмен, «ушла» под строительство спортобъекта для местной спортшколы и парковку.
«Однозначно он сказал, что в 2016-2017 году даже не рассматривал строительство завода, даже не проводил никакой оценки, - сообщал журналистам глава комитета экономики и управления муниципальным имуществом Петрозаводска Александр Ратников. - На этот сезон у него была идея сделать там место спортивного отдыха, спортивных занятий: наподобие горки для сноубордов, ватрушек».
С аккаунта Евгения Михеева в соцсетях было подготовлено эмоциональное сообщение, с упреком активистов в необъективности. Здесь же, кстати, впервые можно заметить признаки его «меценатской» работы.
«Да, земельные участки мои, я как владелец передал эту землю ДЕТСКОЙ ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА, за свои деньги нанял людей убрать мусор - несколько грузовиков, попросил других добрых людей сделать удобный паркинг для автомобилей, чтобы в этом зимнем сезоне организовать на этом участке самый лучший сноубордический спуск, организовать хорошие горки для детей ,которого так не хватает в городе... – прокомментировал произошедшее бизнесмен. - И вот результат - сегодня сожгли экскаватор спонсору детской спортивной школы! откуда столько злости и ненависти? хотел безвозмездно сделать на своей земле подарок к зимнему сезону детям города, а вы так плохо и постыдно поступаете вы никогда не задумывались, что просто можете быть слепой игрушкой в руках обиженных депутатов Петросовета, которым не достались эти земельные участки под свою застройку?»
Тучи все же сгустились над бизнесом Михеева уже в разгар пандемии коронавируса, в 2020 году. Тогда по распоряжению главы Карелии Артура Парфенчикова в Карелии были ограничены продажи во многих магазинах (в том числе, строительных), кафе, ресторанах и других объектах с массовым посещением людей. Только гипермаркет “ЦСК” продолжил работать в обычном режиме. И заодно, как сообщали покупатели, взвинтил цены на средства противовирусной защиты.
Руководитель региона лично проверял, как бизнес исполняет установленный запрет. Парфенчиков побывал и в “ЦСК”, где встретился с Евгением Михеевым и напомнил тому о «людях в черном».
«В любом случае надо закрываться, потому что последние нормативные документы, которые мы приняли, они, в общем-то, вам разрешают торговать только предметами первой необходимости, - прокомментировал происходящее Артур Парфенчиков. - И десять процентов от объема выручки предметов первой необходимости – это иные товары. Пока в ближайшие три, четыре, пять дней вам надо закрыться и где-то, может быть, открыться локально, продавая какие-то предметы первой необходимости. Может быть, какие-то наиболее важные строительные материалы».
От магната последовал логичный вопрос о том, будут ли в подобном режиме работать конкуренты. Например, «Леруа Мерлен» в Петрозаводске. Ответ был утвердительным и недвусмысленным.
«Появились жесткие меры реагирования, решаем вопрос с привлечением судебных приставов к принудительному приостановлению, - добавил Артур Парфенчиков. - Поэтому в любом случае: если не закроетесь сами, сюда придут люди в черном и вас закроют уже принудительно Если мы не хотим закрыться надолго Законодательную нормативную базу мы обозначили. Сейчас у наших правоохранительных и надзорных органов есть полные полномочия на принятие мер и закрытие в принудительном порядке».
Завтрашний день
Бурный рост цен на стройматериалы из-за экономических санкций в Карелии сегодня замедлился, хотя отдельные отрасли по-прежнему испытывают из-за этого трудности. Торгово-строительная империя Евгения Михеева на происходящее реагировала похожим образом. И сегодня у нее есть три дополнительных фактора стабильности.
Первый – покупательский спрос, который может вырасти на волне недавнего решения конкурентов («Леруа Мерлен») продать все свои магазины в России. Как минимум, временно, пока не найдется покупатель.
Второй фактор – госзакупки. Громадных денег от тендеров ожидать не стоит: все же «ЦСК» не «КСМ» Николая Макарова, которая, например, может помочь с домами для расселения аварийного жилья. Но дополнительный доход здесь все же можно получить.
Тем более что у торгового дома «ЦСК Общестрой» обозначились стабильные партнеры за последние несколько лет. В том числе, местное УФСИН. Правда, в 2018-2020 годах число госконтрактов резко сократилось, но в прошлом году активность снова стала заметной. ИК-9, например, получила утеплитель, трубы, цемент и прочие «расходники», заплатив за все более 3 млн рублей.
Кроме того, нельзя забывать, что Евгений Михеев – это не только «ЦСК» и продажа стройматериалов, пусть она и приносит львиную долю доходов. Это еще и транспортные компании (т.е. логистика), и реклама, и торговля посудой. А с недавних пор – еще и гостиничный бизнес (в ноябре прошлого года в Петрозаводске появилось ООО «Царевичи»).
Магнат по-прежнему держит руку на экономическом пульсе, тогда как местные власти вряд ли будут ставить палки в колеса такому крупному игроку. И тем более – крупному налогоплательщику.
Евгений Михеев - герой пятой серии проекта “Владельцы Карелии”. Ранее мы уже успели рассказать о группе “КСМ” Николая Макарова, “Лотосе” Леонида Белуги, связке Шмаеники-Свидские и сенаторе Игоре Зубареве. Далее мы поведаем о других объединениях, на которых держится экономическое и политическое могущество республики.