На последнем заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Заксобрания Карелии депутаты обсудили законопроекты, которые предусматривают создание в регионе трех новых муниципальных округов — Беломорского, Сегежского и Питкярантского. Они заменят одноименные муниципальные районы, где планируется объединить все существующие городские и сельские поселения. Официально с такой инициативой к парламентариям обратились депутаты районных советов, однако такой переход на одноуровневую систему местного самоуправления в Карелии начался еще раньше. Первый муниципальный округ — Суоярвский — в республике был создан в прошлом году.
В целом федеральное законодательство разрешает перевод с двухуровневой системы управления муниципалитетами на одноуровневую. Свои бюджеты, администрации и советы депутатов имеют все районы республики и все поселения — как сельские, так и городские. Одноуровневая система состоит из городских и муниципальных округов. По этой модели все поселения района объединяются в один муниципальный округ, ему передаются поселенческие полномочия, на этом уровне действует и единый орган представительной власти — местный совет депутатов.
На заседании парламентского комитета выступили представители всех трех районов. Каждый назвал свои «плюсы» от преобразования в округ. Однако некоторые из аргументов звучали противоречиво.
Так, глава Беломорского городского поселения Ирина Филиппова заявила, что сегодня местные администрации испытывают острую нехватку кадров — не только в социальной сфере и системе здравоохранения, но и в органах местного самоуправления. По ее словам, «на заработную плату в МРОТ люди не идут». Поэтому глава городского поселения считает, что объединение муниципалитетов позволит сконцентрировать финансовые и управленческие ресурсы местного самоуправления.
Филиппова также считает, что консолидированный бюджет и «сосредоточение административного ресурса в одних руках» поможет предоставить больше поддержки сельским поселениям.
«В первую очередь инициатива исходила от Летнереченского сельского поселения. Это дотационное поселение. У них не получается закладывать в бюджет те расходные мероприятия, которые бы они хотели реализовать. Конечно, у поселения есть желание участвовать активнее в программах инициативного бюджетирования, но зачастую, чтобы подать заявку, им не хватает финансирования. Поэтому решение вопросов в этом контексте мы видим в положительном русле. Больше идей, больше возможностей», — заявила глава Беломорского городского поселения.
При этом чиновница признала, что трудностей на первом этапе не избежать.
«Конечно, людям мы объясняли, особенно в районах, что мы не проснемся завтра в муниципальном округе и будем жить в Москве. Понятно, что на первом уровне это будет период реформирования, становления, перераспределения квалификации, задач, которые на уровне отделов будут строиться, но, по крайней мере, мы пробуем», — сообщила Филиппова.
По ее словам, все четыре сельских поселения района проголосовали единогласно за создание муниципального округа. Однако выяснилось, что на публичных слушаниях, где обсуждали вопрос объединения, присутствовало очень мало жителей. К примеру, даже на слушаниях в Летнереченском сельском поселении — инициаторе — было менее 40 человек при населении примерно в тысячу жителей. Более того, для участия в слушаниях жителям сел нужно было сильно постараться — некоторые населенные пункты связаны между собой фактически лишь железнодорожным сообщением.
Как заявил депутат Илья Раковский, основной задачей создания муниципальных округов является административное упрощение. Мол, расходные обязательства в сельских поселениях меньше, чем-то аппаратное сопровождение, которое предусмотрено двухуровневой системой местного самоуправления. По его словам, жители объединенных поселений смогут по-прежнему приходить в свою местную администрацию за получением государственной услуги. Однако муниципальный чиновник, который будет там работать, станет обладать еще большими полномочиями, поскольку превратится в сотрудника окружной администрации.
Глава Беломорского городского поселения Ирина Филиппова рассказала, что местных жителей больше всего волновали вопросы о том, потеряют ли они положенные им льготы для жителей на селе. По словам чиновницы, социальные льготы гарантируются иными нормативными актами, на статус села создание округа не повлияет.
Парламентарий Эмилия Слабунова поинтересовалась, не видит ли Филиппова рисков в вопросах взаимоотношения местной власти с гражданами.
«Все-таки это будут уже не выбранные главы поселений. Не будет своих сельских депутатов, и, соответственно, власть уже будет на значительно большем расстоянии от людей», — сообщила депутат.
«Понятно, что депутатский состав не будет тем, который сегодня. У нас сейчас в каждом поселении по десять депутатов, а будет один-два — в зависимости от численности населения. К органам местной власти у людей вопросов, в принципе, не было. То есть те главы администраций, которые сегодня осуществляют свои полномочия, они планируют и дальше исполнять свои должностные обязанности в новой должности, которой они будут наделены. Что касается взаимодействия органов власти и жителей, то, как я вижу эту ситуацию, раньше у нас активно проходили сельские сходы. Мы ее сегодня немного утратили. Звучали пожелания от жителей, и мы рассматривали такую инициативу, чтобы эту процедуру взаимодействия жителей и органов местного самоуправления вернуть в то ключевое русло, которое когда-то было ходовым», — ответила Ирина Филиппова.
Глава администрации Сегежского района Марина Гусева заявила, что ее район сам «попросился» в муниципальный округ. Здесь объединить планируют пять сельских и одно городское поселения. По мнению Гусевой, консолидированный бюджет поможет оказать содействие сельским поселениям в решении «более важных проблем».
«Решение общее, было принято всеми поселениями стопроцентно… Бюджет города значительно лучше, чем бюджет района. Нам бы очень хотелось поднять сельские поселения, и люди там начинают очень активно принимать участие в программах по развитию своих поселений. У нас главы, которые работают в поселениях, остаются на местах, они работают не первый год, поэтому люди их уважают», — сообщила глава администрации.
Интересно, что в Сегежском районе слушания также были не многолюдными. При этом цифры никто не назвал. Когда члены парламентского комитета попросили Марину Гусеву сообщить, сколько жителей Надвоицкого городского поселения присутствовало на публичных слушаниях, то чиновница на вопрос так и не ответила.
«В Надвоицах слушания проводились 26 декабря. Народу было немного. Были все депутаты и все заинтересованные люди, которые задавали вопросы. Были активисты… Люди, кого что-то интересовало, пришли и задали вопросы», — сообщила Гусева.
Глава администрации Питкярантского района Константин Булахов рассказал, что с инициативой создать местный муниципальный округ вышел совет Питкярантского городского поселения. Депутаты мотивировали это тем, что ранее они прошли процедуру объединения администраций города и района, то есть передачу районной администрации полномочий городской администрации, и, в принципе, она прошла удачно.
«Депутаты увидели эту эффективность и понимают, что у единой территории должны быть единые полномочия, а не дележка, когда одни полномочия решает один орган местного самоуправления, а другие -–другой. Иногда бывает, что они не решаются ни тем, ни другим, и у населения возникают определенные проблемы в этом плане», — заявил Булахов.
Среди аргументов за создание муниципального округа чиновник назвал возможность сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления.
«Во-первых, уменьшится количество выборов. А выборы — это расходы. Сегодня в Питкярантском районе существует пять поселений: в городском избирается 15 депутатов, три сельских — по десять депутатов, и одно сельское — семь депутатов. Вот 52 депутата… Теперь будут одни выборы, один совет. Не надо будет избирать глав поселений… Провести девять выборов или одни — разница есть», — заявил глава администрации района.
На публичные слушания в Питкярантском районе явилось также небольшое число жителей.
«Там, где поселения были готовы, смирились, хотели переход в муниципальный округ, там активность была небольшая — в Харлу 35 человек, в Салми 36, в городе — чуть больше 70. А где был протест — в Ляскеля — пришло много людей, больше 80 человек», — заявил чиновник.
Доводы представителей районов парламентарии оспаривать не стали. Законопроект поддержали, вопрос планируется вновь обсудить на заседании Заксобрания.