Posted 9 апреля 2023, 05:12
Published 9 апреля 2023, 05:12
Modified 9 апреля 2023, 05:12
Updated 9 апреля 2023, 05:12
Поводом для объяснений стал вопрос от жителя в соцсетях о каком-либо стимулировании при раздельном сборе отходов, который сегодня внедряется в Карелии.
«Например, уменьшение платы за вывоз ТКО, — поделился мнением житель. — Гражданская позиция жителей на пользу экологии — это прекрасно, но по факту это вторичное сырье за которое оператор по обращению получает деньги».
Регоператор, в свою очередь, переадресовал «тарифный» вопрос к карельским чиновникам, которые утверждают тарифы, и назвал финансовое стимулирование вторичного сырья «отличной идеей».
Однако, по мнению компании, существуют три варианта развития событий, и ни один из них не способен привести к доплате за сдачу вторсырья.
Если раньше можно было сдавать бутылки (или оборотную тару из-под напитка, в чью стоимость уже была включены накладные расходы) за деньги, то сегодня — это невозможно. Различные напитки сегодня продаются в различной же таре, даже для одного вида напитка.
Можно было получить «бонус» и за макулатуру, однако сегодня «сложную систему межотраслевого взаимодействия» собственными силами регоператор не осуществит.
«Тогдашний оператор не расставлял баки для вторсырья, не ездил по дворам, — уточнили в компании. — Вы сами копили вторсырье на балконе и несли в школу или в пункт сбора, сокращая логистическое плечо для оператора».
Второй вариант мусорщики окрестили «современным» и предложили стать жителю стать партнером в отношениях, чтобы получать прибыль от сдачи вторсырья. В таком случае появится «бремя накладных расходов» — например, логистику.
«Поэтому вам придется сначала накопить приличную партию, а потом самим привезти вторсырье в пункт заготовителя и учесть в цене логистику от пункта до переработчика, — уточнил регоператор. — Поэтому деньги вы получите, но скорее всего они будут небольшими».
При стоимости тонны ПЭТ в 35 рублей, накопить которую житель вряд ли сможет, расчет он получит соответствующий.
Наконец, третий, «комфортный» вариант — это сдача вторсырья мелкими партиями в контейнер у дома. Дальнейшая работа — удел регоператора. Но денег за это житель тоже не получит.
«Потому что у нормального человека путь отходов на контейнерной площадке заканчивается, а у оператора он там только начинается, — ответил регоператор. — Когда вы положили вторсырье в контейнер, за ними приехала отдельная машина (мусоровоз стоит от 20 млн руб, внутри водитель и грузчик с официальными зарплатами), заберут содержимое контейнера и отвезут на сортировку».
А дальше — последуют переговоры с сотнями заводов по переработке, найм «фуры» — «вскладчину».
«Поэтому торговля вторсырьем никогда не была прибыльной и всегда требовала государственной или тарифной поддержки», — резюмировал регоператор.
Добавим: в отличие от торговли вторсырьем общая выручка от продажи у «КЭО» в 2021 году превысила 1 миллион рублей, а чистая прибыль ушла в плюс на 1,6 миллиона рублей.
Финансовые результаты за 2021 год у ООО «Эколайн» из Москвы — предприятия из группы компаний, к которой присоединился местный регоператор, — другого порядка. Выручка от продажи превысила 3,3 миллиарда рублей, однако чистая прибыль ушла в минус на 228,6 миллиона рублей.