Posted 28 марта 2023,, 12:35

Published 28 марта 2023,, 12:35

Modified 28 марта 2023,, 12:35

Updated 28 марта 2023,, 12:35

Эксперты: Запрет на рекламу безрецептурных лекарств вредит информированности граждан

Эксперты: Запрет на рекламу безрецептурных лекарств вредит информированности граждан

28 марта 2023, 12:35
Фото: 1MI
В Госдуму РФ повторно внесен проект закона о запрете теле- и радиорекламы безрецептурных лекарственных препаратов. Авторы законопроекта настаивают на сохранении такой рекламы только на специализированных каналах и в радиопрограммах с участием медиков и фармацевтов.

Журналисты «Известий» вместе с экспертами обсудили, будет ли данная мера способствовать уменьшению числа случаев неграмотного применения лекарств среди населения или, напротив, оставит пациентов без доступа к необходимой информации о собственном здоровье.

Основной аргумент создателей законопроекта: широкая реклама безрецептурных лекарственных средств подталкивает граждан к самолечению, и это вызывает серьезные опасения у медиков.

По мнению доктора медицинских наук, сопредседателя Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антона Наумова, доля пациентов, которые обращаются к самолечению, может достигать 75 — 80%.

При этом сами медицинские работники не возражают против того, чтобы в ряде ситуаций пациент имел возможность самостоятельно позаботиться о своем здоровье. Например, в случае наличия у него таких диагнозов, как диабет или астма.

«Ответственное самолечение — это не отказ от профессиональной медицинской помощи, а возможность для людей получить первичное знание и навыки для самостоятельной заботы о своем здоровье и для снижения избыточной зависимости от системы здравоохранения», — подчеркнул Наумов.

Политика запретов в столь непростой области, как медицина, не работает, заявляет депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский. Он убежден, что для России крайне важной остается возможность внедрять основные принципы ответственного самолечения посредством повышения уровня медицинской грамотности населения, с заменой легкомысленного подхода к здоровью на эффективный самоконтроль и информированный выбор.

Тарнавский также добавил, что недостаток информированности о лекарствах способен спровоцировать рост нагрузки на систему здравоохранения.

«Основная функция рекламы, на самом деле, про которую периодически почему-то забывают, это действительно донесение до потребителя в простой и понятной для него форме информации о свойствах безрецептурных лекарственных препаратов, — говорит юрист Мария Борзова, эксперт Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза.

Эксперты считают грамотным подходом к проблеме не продвижение запретов, а расширение набора инструментов для взаимодействия с населением. Разделение в законе о рекламе понятий «информирование» и «реклама» могло бы на примере безрецептурных лекарственных препаратов стать стимулом для повышения уровня здравоохранения за счет ответственного подхода граждан к самолечению.

Соответствующие меры могут быть корректно оценены и реализованы только в рамках продуктивного диалога между бизнесом и государством. И чем глубже окажется подобный диалог, тем скорее все заинтересованные стороны придут к оптимальным решениям.

"