К планам мусорщиков, которые недавно пришли в республику, уже успело возникнуть много неудобных вопросов. Сначала масштабная реформа с вывозом и переработкой отходов «споткнулась» о большие претензии со стороны действующих компаний-подрядчиков. В адрес местного регоператора «КЭО» (бывшего «Автоспецтранса»), примкнувшего к «Эколайну», посыпались обвинения в мусорной монополии.
Затем подозрения возникли вокруг связей нового мусорного инвестора и его намерений неплохо заработать в Карелии за счет раздельного сбора отходов. А в конце прошлого года «кузькину мать» оператору показали жители одного из самых чистых городов Карелии – северной Костомукши.
Однако карельские власти с «Эколайном» продолжают гнуть свою линию и убеждают население в полезности нововведений. Все ли так однозначно?
Святая обязанность
О «взволнованных людях» в Костомукше недавно пришлось вспомнить и главе Карелии Артуру Парфенчикову. На правительственном совещании о развитии округа он неоднократно подчеркнул, что в регионе идет реформа, которую Карелия «не внедрить не может». Таков федеральный закон.
А если на новую систему с раздельным сбором власти закроют глаза, то федеральный прокурор по голове за это не погладит.
« просто вывозить мусор в лес мы уже не сможем в ближайшее время, и наша задача сегодня – это раздельный сбор мусора, - рассудил руководитель региона. - Я согласен абсолютно: есть определенные рассуждения, как мы будем этот мусор собирать. Давайте вспомним, что в той же самой соседней Финляндии девять фракций раздельного сбора мусора. И это тоже, в общем-то, определенный тупик Наша главная задача – разделить органику и неорганику. Хотя бы две фракции. А дальше промышленная переработка и сортировка мусора решит остальные проблемы».
В итоге Артур Парфенчиков предложил «выдать» Костомукше… синие и желтые пакеты. Одни – для органического мусора, другие – для неорганического. Хотя куда девать оставшийся пластик, пока тоже непонятно.
«Единственное: опять-таки больше мусора будем производить, - констатировал глава РК. - Ведь пакет – это тоже мусор, надо и об этом задуматься. Сколько мы с вами пластика потратим, чтобы обеспечить этот привычный формат. Мы можем рассуждать о многих нюансах, о спецификах, но есть федеральный закон, проект. Мы должны обеспечить раздельный сбор мусора: если мы не будем этого делать, нас прокурор поправит».
Министр природных ресурсов и экологии РК Андрей Карпилович пообещал отработать «приемлемые варианты». В конце концов, есть «экомобили».
Только у той же Костомукши – своя инфраструктурная специфика, что тоже признают в Минприроды. Андрей Карпилович назвал город «уникальным», с проектами финских домов, что регоператору придется учитывать. И он вроде бы этот фактор учел. Чиновники говорят о том, что жители довольны, а до конца марта эксперты изучат морфологию мусора, чтобы предложить местной администрации наиболее выгодные варианты работы.
Экологическая катастрофа?
Пока «Эколайн» с «Карельским экологическим оператором» собираются с мусорными силами, та Костомукша прогнозирует… возможную экологическую катастрофу. Сегодня в городе горняков – пока все спокойно, по улицам курсируют небольшие мусоровозы. Но могут возникнуть большие сложности с раздельным сбором мусора. Хотя местные жители к этому давно приучены.
«У нас финская, узкая застройка, и контейнеры расположить невозможно, - рассказала «КарелИнформу» председатель местного горсовета Елена Соболева. – Да, нам предложили использовать оранжевые пакеты, но этот вопрос пока детально не обсуждался. Документальных подтверждений нет, и мы сохраняем прежний порядок работы. В Петрозаводске жители выносят мусор в контейнеры, у нас же их нет вообще: мусор собираем в пакеты и далее – в специальную машину. У нас биосферный резерват, который находится в ЮНЕСКО, поэтому мы крыс, тараканов и мусора с этими микробами, бактериями не хотим. У нас белый снежок, белые дорожки и очень чисто. Если же появятся контейнеры, то это – возможная экологическая катастрофа».
Есть еще одна «пикантная» деталь. Костомукшские власти пока не получили от мусорщиков никаких предложений.
«Нам конкретно ничего не говорили, обещали подумать, вроде как в марте должны что-то решить, - добавляет Елена Соболева. - У нас был экоавтомобиль, куда собирался отдельно пластик, картон и другие отходы, то есть мусор сортировался. А владельцы ИЖС утилизировали отходы в компостные кучи. То есть, какая-то сортировка у нас была. Сейчас ее нет никакой, так как мусорная компания просто арендует полигон за городом, насколько я понимаю, просто свозит туда мусор».
Чем может объясняться странное молчание «Эколайна» и «Карельского экологического оператора»? По информации нашего источника, бизнес сегодня пока считает деньги. А пауза может быть связана с тем, что следующий шаг может вызвать очередную и большую волну критики. Мол, успокоиться надо.
«Оператор по раздельному сбору мусора пока телодвижений не делает, хотя это из задача, их законодательная обязанность, - рассуждает Елена Соболева. – Заканчивается февраль, но ничего нет: ни предложений, ни отдельных машин, ни желтых пакетов. Притом, что все ждут, люди спрашивают. Но с мусором, конечно, у нас ситуация на контроле».
Аукнется тарифами
Между тем, представители «Эколайна» в местных СМИ утверждают, что в Карелию приехали не для того, чтобы зарабатывать деньги. Вспоминают про кредиты на развитие, долги «Карельского экологического оператора» и самих жителей.
Однако, по мнению местных опытных бизнесменов, в этом есть доля лукавства, ведь любой бизнес априори рассчитан на рентабельность. То есть, на прибыль. Какой смысл работать «в ноль»?
Вероятно, поэтому жителей Карелии в обозримом будущем может ждать… рост тарифов на вывоз мусора. О такой возможности, кстати, на недавнем совещании проговорился и глава РК Артур Парфенчиков. Об этом же вспоминают в Костомукше.
«Если мы говорим о разноцветных пакетах, то, думаю, регоператор выйдет с предложением об увеличении тарифа, так как покупать их они хотят сами, - добавляет спикер горсовета Елена Соболева. – Хотя пока это только разговоры».
Перспектива более чем вероятная, пусть даже и не ближайших месяцев. В целом, за тарифами на ЖКУ все-таки следит федеральный центр, устанавливая предельные индексы. Но кто мешает мусорщикам внести новые предложения и расчеты в Госкомцен, а чиновникам – с ними согласиться?
Просветить всех
Судя по всему, у населения перспектива остается одна: научиться разделять мусор, пусть и «дорожающий». Еще дома. Или у дома. И с этим, судя по мнению многих местных экологов и представителей небольших мусорных компаний, проблемы сегодня сохраняются.
«Очень сложно населению внушить любовь к раздельному сбору мусора, - говорит руководитель костомукшской компании Татьяна Пронько. – Например, пожилые иногда даже говорят: мы бы сдавали те же стеклянные банки, если бы нам за это платили. Но в целом – надо же начинать с себя и детей, вести просветительскую работу. Например, мы каждый год убираем лесные куртины: есть такие места, куда люди выносят все подряд. Проще - в лес по каким-то причинам. А мы потом разгребаем…»
Эта логика, разумеется, применима не только к Костомукше, окрестности которой уже этой весной тоже может сдать экологическое потрясение.
«На мой взгляд, когда все растает, могут возникнуть большие проблемы: в лесных куртинах, которые мы тоже убираем, будет очень много мусора, - добавляет Татьяна Пронько. - В начале года, когда новые компании только приступили к работе, люди выносили отходы куда угодно».
Спасаем себя сами
О готовности жителей к раздельному сбору мусора Дмитрий Рыбаков, эколог и старший научный сотрудник института геологии КарНЦ РАН, способен говорить часами.
«Всё это можно организовать: отказаться от сверхприбылей, наладить настоящую переработку, начиная с раздельного сбора мусора, которого нет и не намечается, - рассуждает эксперт. - А с какой стати люди должны быть готовы к раздельному сбору мусора? Их кто-то учил в школе? У нас есть инициативы в Петрозаводске: «Экомобиль», «Сбормобиль» и другие. Это - главная надежда, когда люди приходят и понимают, что делают».
Правда, в «пакетных» планах мусорщиков и властей по-прежнему остаются большие пробелы.
«Мусор все равно придется «досортировывать», и, вероятно, они к этому готовы, - добавляет Дмитрий Рыбаков. - Но вопрос с органическими отходами не решён. А предложения у нас уже были давно: начать с кухни, помочь людям установить диспоузеры (измельчители пищевых отходов) в тех же новостройках. На сетях водоканала ставится оборудование: на выходе получается биогаз, который можно с пользой использовать. А на контейнерную площадку идет сухой мусор, который можно спокойно сортировать и использовать то, что добыто».
Но неужели и тут население должно «финансировать» мусорную реформу? Сначала тарифы – теперь измельчители, которые, к слову, стоят недешево?
«В этом смысле государство тоже может помочь, - уверен ученый. – Существуют механизмы компенсации: с помощью прямых ли выплат или компенсации тарифов. Потому что относиться к своим отходам надо с уважением, не надо их раскидывать людям под ноги. А государство взяло на себя ответственность, создало региональных операторов, хотя предполагалась другая система, профильный малый бизнес прекрасно развивался. В результате мы видим только рост тарифов, а спасает только народная инициатива».
Пока же с приходом «Эколайна» и работой «Карельского экологического оператора» появляются лишь новые риски.
«Какие технологии они сюда приведут? – говорит Дмитрий Рыбаков. – Да, есть планы по строительству завода по мусоропереработке, но под этим может иметься ввиду все, что угодно. Поэтому, на мой взгляд, сегодня компании идут не помогать местному населению, а зарабатывать. Надежда – только на людей».
***
Тем временем, наблюдатели историю с мусорной реформой, с ее активным стартом в Костомукше, все чаще сравнивают со скандалом с местными ДРСУ. Тогда, напомним, Карелией руководил Александр Худилайнен, а премьером правительства был Олег Громов.
Старожилы хорошо помнят, как деньги из дорожного фонда стали уходить посреднику из Петербурга, «Ремстройкомплекту». В итоге средства до местных фирм почему-то не доходили, а отдельные ДРСУ – обанкротились. Тогда же дело запахло «уголовщиной», а питерцы отделались крупным штрафом.
«Важно понимать, что образование отходов происходит задолго до мусорного ведра, - недавно ответил карельский регоператор в соцсетях одному из местных жителей, комментируя ситуацию с мусорными контейнерами. - Фактически, оно начинается, когда каждый из нас делает выбор покупок в магазине: сколько и чего взять, в какой упаковке, что с ней станет после употребления товара. Это ответственность потребителя, поскольку мусор не появляется из ниоткуда, его генерируют люди».
Всё бы ладно, но за чей счет банкет?