Posted 17 января 14:26

Published 17 января 14:26

Modified 17 января 14:26

Updated 17 января 14:26

«Карельская клубника»: защита бренда или несправедливость?

17 января 2023, 14:26
Фото: 1MI
Недавно появилась информация о том, что словосочетание «карельская клубника» могут приватизировать и использовать его сможет только одно фермерское хозяйство. Действительно ли это так и чем ситуация обернется для других фермеров — в нашем материале.

Бренд республики?

Фермер из Карелии Ирина Наумочкина направила в Федеральную службу по интеллектуальной собственности заявку на государственную регистрацию географического указания «карельская клубника». Она попросила предоставить своему фермерскому хозяйству «Солнечная ягода» исключительное право на такое словосочетание в отношении своего товара. В качестве места производства в заявке указано «Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Ильинская Горка».

Как пояснили в региональном министерстве сельского и рыбного хозяйства, если Роспатент одобрит заявку, то использовать словосочетание «карельская клубника» сможет только фермерское хозяйство «Солнечная ягода». То есть, данное географическое указание будет «приватизировано»?

В течение трех месяцев Роспатент будет ожидать возможных возражений против предоставления такого исключительного права на географическое указание «карельская клубника». Представить возражение может любое лицо. После окончания этого срока Федеральная служба по интеллектуальной собственности примет окончательное решение по регистрации географического указания в товаре, производимом фермерским хозяйством «Солнечная ягода».

В Минсельхозе сообщили, что сейчас ягодный бизнес в Карелии набирает популярность. Сегодня производителями садовой земляники в регионе являются более 50 фермерских хозяйств. Так не будут ли ущемлены права других фермеров в случае удовлетворения Роспатентом заявки?

Справедливо?

Некоторые карельские фермеры до недавнего времени и не знали о том, что словосочетание «карельская клубника» могут приватизировать, в случае чего они не смогут использовать географическое указание при продаже своей продукции. Информация изначально появилась, разве что, на страницах некоторых СМИ. 

На такую новость фермеры реагируют по-разному. Пока одни называют это абсолютной несправедливостью, другие считают, что возможные изменения никак не повлияют на продажи.

Один из фермеров Карелии, который решил остаться «анонимом», высказался категорически против подобной «приватизации». По его словам, это будет несправедливо по отношению к другим фермерам.

«Чем остальные хуже? Это общее название и все, кто занимается выращиванием ягоды в Карелии, имеет право использовать данное словосочетание. Никто не должен иметь таких привилегий, я считаю», — высказался фермер.

Другой фермер также выступил против такой ситуации. Как он считает, слово «карельская» уже само по себе означает качество, это своего рода бренд республики. 

«Люди будут в поисковиках в интернете вбивать „карельская клубника“ и будет высвечиваться только продукция одного фермерского хозяйства. Почему? Это нечестно», — рассказал фермер из Карелии.

Другие фермеры не считают приватизацию словосочетания «карельская клубника» чем-то страшным. Так, по мнению руководителя одного из хозяйств, на продажи это никак не повлияет.

«Мы в любом случае привязаны к Карелии, ведь большую часть клубники реализуем на территории республики. Все и так знают, что ягода карельская. Тем более, что у нас есть постоянные клиенты», — высказался фермер.

Защита бренда и коллективное право?

Сама Ирина Наумочкина, в комментарии для карельского Минэка, назвала подачу заявки на право на географическое указание «защитой» бренда республики. По ее словам, глава КФХ не раз замечала в продаже на сельскохозяйственных ярмарках и в торговых точках других регионов клубнику, которую называют «карельской». Хотя, по факту, она выращена не на территории региона и существенно отличается как внешне, так и по вкусовым качествам от местной. 

Становится обидно, если тот, кто впервые решит попробовать карельскую садовую ягоду, не сможет этого сделать. Поэтому мной было принято решение подать заявку на регистрацию географического указания «Карельская клубника» и защитить один из региональных брендов, а Корпорация Развития региона мне в этом помогла, — высказалась Ирина Наумочкина.

В Минэкономразвития пояснили, что заявка в Роспатент может быть коллективной. Поэтому право на географическое указание возможно предоставить всем, кто производит товар, обладающий одинаковыми характеристиками в границах одного географического объекта.

«Все производители уникального для региона товара, обладающего одинаковыми характеристиками, могут сформировать коллективную заявку и направить её на рассмотрение в Роспатент. Для тех, кто производит продукцию, соответствующую характеристикам товара, имеющего ранее зарегистрированное географическое указание, предоставляется возможность подать заявку на присоединение к нему», — разъяснили в министерстве.

В Минэкономразвития добавили, что для этого не требуется согласия лиц, которым такое право было предоставлено ранее. Подать заявку в Роспатент на регистрацию географического указания любой желающий может самостоятельно, сформировав необходимый комплект документов.