Posted 2 января 2023,, 11:51

Published 2 января 2023,, 11:51

Modified 2 января 2023,, 11:51

Updated 2 января 2023,, 11:51

Одной сетью: есть ли риски у транспортной реформы в Петрозаводске

2 января 2023, 11:51
Власти заявляют о глобальных переменах в работе троллейбусов и маршруток, но у медали есть другая сторона.

Чиновники вновь вспомнили о масштабной «перестройке» системы общественного транспорта в первой декаде декабря. С детальным докладом на общегородской планерке выступила замглавы Петрозаводска Юлия Мизинкова.

О провалах с расписанием и маршрутами, «изношенном и неэстетичном» подвижном составе, грубости водителей в столичных маршрутках можно было и не напоминать. А с учетом резкого повышения стоимости проезда недовольство пассажиров только выросло. Поэтому замглавы сосредоточилась на причудах профильного законодательства. Федерального, семилетней давности.

Тарифная беспомощность

«Официально» пассажиров по всей стране уже пятый год возит автомобильный и наземный электрический транспорт. То есть, в Петрозаводске – маршрутки и троллейбусы. Гораздо более важной в свете предстоящей реформы видится другая, «менее очевидная» классификация. Это перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Первыми руководствуется ПМУП «Городской транспорт», вторыми - девять частных перевозчиков.

«Единственный плюс нерегулируемых перевозок – отсутствие бюджетных расходов, - пояснила Юлия Мизинкова. - Отчасти этим и обусловлены недостатки деятельности. У нас нет правовых оснований влиять на стоимость проезда».

Исключение – одномоментное повышение тарифа несколькими частниками, что и произошло не так давно. Чиновники по этому поводу уже обратились в УФАС.

Петрозаводск же сегодня пошел по примеру других регионов и «нацелился» на регулируемые тарифы, с работой по так называемым «брутто-контрактам». С кого столица решила взять пример, замглавы не уточнила, но, вероятно, речь идет о Нижнем Новгороде или Московской области.

«Бруттальный» подход

К брутто-контрактам мы еще вернемся, но вкратце напомним о том, чего ждать жителям и гостям Петрозаводска от предстоящей реформы. Власти по-прежнему говорят об «оптимальной сети» общественного транспорта, которую ФАУ «Росдорнии» по заказу мэрии разрабатывало еще с конца 2021 года.

Карту новых маршрутов создали с помощью метода математического моделирования, которая учитывала множество факторов: среднее время поездки в общественном транспорте (в Петрозаводске это 23 минуты), среднюю скорость движения, интервалы (в час пик - не более 10 минут), процент дублирования. В приоритете – оставались троллейбусы.

В итоге искусственный интеллект изменил существующую сеть приблизительно на 40 процентов. В том числе, планируют вернуть троллейбусный маршрут с Ключевой через Кукковку и центр, на Перевалку с Древлянкой, пустить новые троллейбусы от улицы Заводской до улицы Чистой, который соединит Древлянку, Кукковку, площадь Кирова, набережную Варкауса и промзону на Заводской.

Автобусный маршрут №21 планируют продлить до проезда Дорожников по Шуйскому шоссе, а №14 - до улицы Чистая, а «двойку» запустят из Университетского городка. Кроме того, на маршрутах №№9, 14, 17, 19 должны появиться автобусы большой вместимости.

Информации по этому поводу в СМИ сегодня много, нас же интересует, насколько эффективной будет предлагаемая модель. Судя по экспертным оценкам, хорошее начинание может «споткнуться» о несколько факторов.

«Золотая» выручка

Первый и главный риск – деньги. О том, что городские троллейбусы и так сотнями миллионов рублей регулярно «спасает» бюджет, давным-давно известно. А как быть с частниками? Финансовая модель новой системы предполагает, что с ними будут заключаться брутто- или нетто-контракты.

По словам Юлии Мизинковой, в первом случае перевозчик получает «контрактные» деньги, т.е. фиксированную сумму, а выручку от реализации пассажирских билетов перечисляет в бюджет заказчика. С «нетто-моделью» выручка остается у перевозчика и вычитается при расчете начальной максимальной цены контракта.

Чиновники и дорожники остановились на первом варианте, уверяя, что параметры расчетов могут меняться. В отличие от сути транспортной реформы. Так, в 2023 году работа с новой маршрутной сетью с учетом стопроцентного обновления подвижного состава на условиях коммерческого лизинга потребует 2,2 миллиарда рублей начальной максимальной цены контракта. А прогнозная выручка от билетов оценена… в 800 млн рублей.

 

То есть, только на первый этап транспортной реформы в 2023 году надо найти 1,4 миллиарда рублей. В городском бюджете таких денег нет. Правительство региона первую часть средств, 330 миллионов рублей, из казны выделило. Брутто-контракты заработают на №№5, 14 и 29 маршрутах, и конкурсные процедуры запланированы на январь 2024 год. Но где дальнейшие финансовые гарантии?

Наши источники, близкие к кабмину, на этот вопрос ответить не смогли. Резервы у бюджета есть, но они предназначены для более насущных, в масштабах региона, целей. Расселение аварийного жилья, инвестпроекты, социальные обязательства и т.д…

Хоть пустыми

Второй риск – цена на проезд. По большому счету, успешность транспортной реформы во многом завязана не столько на бюджетных деньгах, сколько на пассажиропотоке. Недавний резкий рост тарифов маршрутках и троллейбусах уже «обрадовал» большинство горожан. Только чиновники в предстоящих изменениях видят одни плюсы.

«Переход на регулируемый тариф позволит исключить резкий и необоснованный рост стоимости проезда, - заверяет замглавы Петрозаводска Юлия Мизинкова. - Оплата работ по контракту исходя из стоимости километра транспортной работы исключит нарушение водителями правил дорожного движения, им не нужно будет беспокоиться о пассажиропотоке как гарантии объема выручки с рейса».

Перевозчики к этому заявлению пока относятся скептически. Один из местных водителей на условиях анонимности сообщил нам, что все будет зависеть от экономически обоснованной цены контракта.

«В двух словах и примитивно: перевозчик делит общие рабочие затраты – топливо, зарплаты и так далее - на число перевезенных пассажиров, - поясняет наш собеседник. - Если автобус поздним вечером повез двух пассажиров из отдаленного района, то в итоге частник получает увеличенные расходы. Насколько я понимаю, мэрия обещает эту разницу компенсировать. А если она не согласится с теми расчетами, которые мы представим? Штраф? Тогда мы готовы судиться».

 

Провести и обкатать

О штрафах, к слову, недавно отдельно вспоминала и Юлия Мизинкова, утверждая, что администрация сможет предъявлять их транспортным компаниям напрямую. Сегодня маршрутчики работают по свидетельствам (разрешениям), которые, в основном, были выданы еще в 2016 году. И сегодня автоматически продлеваются.

«Требований по качеству подвижного состава, соблюдению расписания движения, поведению водительского состава не установлено, поэтому полноценные контрольные мероприятия с административными последствиями невозможны, - добавила замглавы Петрозаводска. – <…> Мы планируем сохранить муниципальный электротранспорт, а коммерческие перевозчики будут обязаны выполнять требования контрактов».

Иначе - санкции, расторжение контрактов в одностороннем порядке и прочие «кары». Впрочем, по мнению горожан, с автобусами в городе в самом деле давно пора наводить порядок. Жалобы в соцсетях на их работу только множатся.

Однако не получится ли так, что на скорые конкурсы с новыми условиями из перевозчиков никто не заявится? В мэрии так не считают.

«Петрозаводск – не первый регион, который проходит транспортную реформу, - сообщили «КарелИнформу» в пресс-центре администрации. - Подобные конкурсные процедуры уже прошли в ряде регионов. Перевозчики тоже заинтересованы в том, чтобы работать и зарабатывать».

Потому «пилотными» в Петрозаводске и станут пока только три маршрута. Необходимо понять, как все будет работать.

С новым и старым

Пусть так. Но если у мэрии и горожан накопилось море неудобных вопросов, то почему нельзя отозвать действующие лицензии у перевозчиков и найти тех, кто способен работать по-другому? Нельзя. Таков федеральный закон, говорят чиновники.

«Перечень обстоятельств для отзыва свидетельства закрыт и ограничен практически недостижимыми условиями: аннулированием в судебном порядке лицензии на перевозки или невыполнением ни одного рейса на маршруте в течение трех дней подряд», - такова точка зрения замглавы Петрозаводска Юлии Мизинковой.

Тогда, может, проще создать муниципальное автобусное предприятие, чтобы исключить бесконечные споры с частниками? Об этом же мэрию неоднократно в соцсетях спрашивали и жители Петрозаводска. В мэрии признаются, что данный вопрос рассматривали. Но есть обстоятельства, которые этому мешают.

Во-первых, чиновникам сегодня запрещено ликвидировать существующие и создавать новые МУПы. Вопросы конкуренции. Правда, Минтранс этот вопрос рассматривает, но решения пока нет.

Вторая причина – те же деньги. По предварительным оценкам чиновников, сегодня частники в Петрозаводске «гоняют» по городу 150 единиц подвижного состава. То есть. Столько же придется купить одномоментно, а это – приблизительно 1,5 миллиарда рублей.

Но позвольте: только на первый этап транспортной реформы в 2023 году (пусть и с помощью кабмина) местные власти собираются потратить 1,4 миллиарда рублей. Если нельзя приобрести машины одним махом, то почему нельзя сделать это по частям? Как с той же транспортной реформой?

Развязать систему

Так или иначе, транспортная реформа в Петрозаводске– гораздо лучше, чем ее отсутствие. Изменения поддерживает и председатель КРО профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев.

«Думаю, что результат будет: если правительство с городом не потянут кредитные средства на эти цели, то самое главное – бюджет, - поделился эксперт мнением с «Карелинформом». – Пусть сначала три маршрута, но это все-таки шаг вперед. По крайней мере, хоть какой-то порядок будет в городе. Перевозчики работают тогда, когда час пик, когда можно урвать выручку и тому подобное. Но у нас цель – чтобы жители Петрозаводска и гости могли нормально ездить без ожиданий по полчаса. Так же не делается».

Сергей Соловьев приводит в пример ГУП «Карелавтотранс», которое в свое время вернулось под крыло кабмина. Производственная база предприятия сегодня поднимается, автовокзал ремонтируется. То же – с нынешним содержанием столичных дорог, которым с недавних пор занимается Кондопожское ДРСУ.

«Моя точка зрения не изменилась за двадцать лет: все социальные вопросы должно иметь государственную поддержку и финансироваться за счет бюджета, - говорит Сергей Соловьев. – Если говорить о перевозчиках в Петрозаводске, то для меня сегодня непонятно законодательство. Как это так: нет конкурса или аукциона? Это что такое? Вот и получается бардак, извините за выражение. И такая система была навязана в предыдущие годы. Почему Карелии, например, не внести свои предложения в Госдуму?»

Хуже всего, что из-за такой «навязанной» системы, что многие наблюдатели в прошлые годы связывали с активным лобби маршрутчиков в том же Петросовете, мимо казны сегодня могут пролетать громадные деньги.

По неподтвержденной информации, сегодня в год перевозчики в целом зарабатывают 800-900 миллионов рублей, причем треть из этой суммы может идти, что называется, «мимо кассы». Впрочем, сегодня это - только слухи, которые частники журналистам не комментируют.

***

По мнению многих экспертов, транспортная реформа Петрозаводску сегодня нужна, как воздух. И реализовать ее можно, если у региона найдутся большие деньги. А у исполнителей – хватит рычагов для того, чтобы повлиять на бизнес.

Тем более что пока столица говорит только о первом этапе. А ко второму, возможно, многие машины уже потребуют ремонта или замены. То есть, новых денег. А если расходы не потянет карельский бюджет, то всегда можно задуматься о новых тарифах.

Ведь даже если частники попадают под «брутто-контроль», никто не мешает пересчитать экономическую обоснованность поездки. У троллейбусов, например, ее недавно пересчитали и повысили быстро.

Так что заявленный контроль и порядок с общественным транспортом по-прежнему вполне могут обеспечить за счет пассажиров.