Posted 28 ноября 2022,, 14:26

Published 28 ноября 2022,, 14:26

Modified 28 ноября 2022,, 14:26

Updated 28 ноября 2022,, 14:26

«Мы болеем за наш город»: как в Петрозаводске игнорируют мнение архитекторов

28 ноября 2022, 14:26
Установка памятника ювелиру Перхину на набережной Петрозаводска превратилась в скандал. Место для монумента выбрали кулуарно, игнорируя мнение градсовета. Как часто в городе принимают спорные архитектурные решения и почему не учитывают мнение специалистов — разобралась редакция «КарелИнформ».

Памятник земляку

К 100-летию Петрозаводска, которое отмечалось в 2020 году, планировалось установить памятник Михаилу Перхину, ведущему ювелиру фирмы Карла Фаберже. Уроженец деревни Ялгуба обучался в Петербурге и открыл собственную мастерскую. Из 52 знаменитых императорских пасхальных яиц «Фаберже» 28 изготовил именно Перхин.

С предложением увековечить память золотых дел мастера выступил Союз ювелиров России и клуб «Российская ювелирная торговля». Автор памятника — Павел Калтыгин из Санкт-Петербурга. Работы по установке скульптуры по непонятным причинам перенесли на два года. Появился памятник только сейчас — официальное открытие состоялось 21 ноября.

Монумент высотой пять с лишним метров выполнили из бронзы и малинового кварцита. По задумке скульптора, ювелир Перхин стоит, опершись на токарный станок.

Спорное место

Еще в 2018 году автор памятника Павел Калтыгин предложил установить монумент на набережной Онежского озера. Однако тогда художественная комиссия и градостроительный совет сошлись во мнении о том, что увековечить память Перхина нужно, однако разместить его следует в другом месте. Калтыгин согласился адаптировать проект согласно высказанным мнениям.

По всей видимости, про такую условную «договоренность» власти забыли. Памятник появился именно на Онежской набережной, в районе спуска с улицы Германа Титова. Авторы проекта объяснили, что стремились «соединить карельское прошлое мастера с питерским бытом», так как половину своей жизни Перхин провел в Санкт-Петербурге. По задумке скульптора, взор ювелира обращен на родные места.

«Стилистика здания Дома физкультуры, на фоне которого расположен памятник, вполне соответствует духу Петербурга», — объяснил Павел Калтыгин.

В целом, идею горожане и архитектурное сообщество Петрозаводска одобрили, однако выбор места для установки памятника резко раскритиковали. Как рассказал член градостроительного совета Владимир Зорин, местоположение памятника на градсовете рассматривалось трижды. И трижды совет говорил о недопустимости его размещения в этом месте.

«Видимо, есть более продвинутые „специалисты“. Вот ведь в медицинских вопросах вряд ли кто будет ставить официальный диагноз, основываясь лишь на том, что просмотрел пару сезонов „Хауса“», — прокомментировал Зорин.

Среди претензий архитекторов — то, что памятник будет стоять в низине по отношению к городу. Когда мы будем идти по улице Титова, то будем смотреть на памятник с высокой точки и со спины. Будет видна только его макушка.

Во-вторых, по мнению архитекторов, масштаб памятника не соответствует большому и открытому пространству самого спуска. И, наконец, получается довольно странно, когда памятник основателю города, императору Петру I, расположен скромно в «кустах» у бывшего речного вокзала, а памятник Перхину — в самом центре набережной.

Еще одно «неудачное» соседство — разноцветная спортивная площадка с тренажерами. Это негативно сказывается на визуальном восприятии памятника. Более того, монумент установлен так, что Перхин «смотрит» на озеро, а не на город. Из-за этого монумент часто будет находиться в тени и «прочесть» барельеф удастся не сразу.

Архитекторы предлагали свои места, все они были обсуждаемы на градостроительных советах. Одно из них — возле публичной библиотеки на Пушкинской. Слева — памятник Пушкину, а справа можно было бы поставить памятник Перхину. Но кому-то очень захотелось, чтобы это было не так.

Кто решил?

Почему мэрия и Минкультуры закрыли глаза на мнение градостроительного совета? Министерство культуры Карелии сначала молчало, но на запрос КарелИнформа все же ответило. Хоть и довольно лаконично.

В ведомстве выбор места «свалили» на авторов памятника. По данным Минкультуры, другие места рассматривались, однако этот вариант“во всех отношениях был признан наиболее удачным». 

«Вариант в районе спуска с улицы Свердлова был отклонен, потому что памятник предлагалось установить фактически между двух домов. Вариант участка, расположенного левее нынешнего места установки памятника, был также признан менее удачным, так как там в будущем планируется создание парка чтения. Последний вариант места в настоящий момент уже занят — там расположилось Дерево дружбы», — пояснили в министерстве.

В ответ на вопрос о том, почему была проигнорирована позиция градсовета, в Минкультуры ответили просто: мол, доводы были выслушаны, но решения градостроительного совета носят только «рекомендательный характер». Финальное решение, по данным министерства, всегда принимает глава карельской столицы.

«Вопрос об установке памятников рассматривается на комиссии по культурно-историческому наследию, действующей при администрации ПГО. Разрешение на проведение строительных работ на том или ином участке выдает администрация Петрозаводска. Решение принимает глава города», — пояснили в министерстве.

Глава Петрозаводска Владимир Любарский воздержался от резкой оценки ситуации. 

Филармония и стела раздора

Таких архитектурных решений, принятых вопреки мнению градсовета, в Петрозаводске немало. Точно так же не обсуждалась установка памятника Чарльзу Гаскойну на проспекте Карла Маркса. Никто из архитекторов не видел проект строящегося здания автовокзала на улице Чапаева. Неизвестно также, как будет выглядеть после реконструкции здание филармонии на улице Кирова.

Как рассказал бывший главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов, по вопросу реконструкции филармонии к градостроительному совету обращались трижды. Специалисты высказывали все свои замечания, но их так и не согласовали.

«Все, к сожалению, потому, что над объектами, на которые выделяются федеральные деньги, работают не местные архитекторы. Только местные архитекторы знают среду, чувствуют эти здания и болеют за свой город и хотят, чтобы вся архитектура была красивой и грамотно выполненной», — высказался он.

Еще один спорный объект — Стела воинской славы, которую почему-то решили установить на месте другого монумента, Дерева дружбы. Статус города воинской славы Петрозаводск получил еще в 2015 году, и установить монумент не могли несколько лет. Мол, искали подходящее место. И нашли.

На демонтаж Дерева дружбы, его реставрацию и перенос потратили порядка 20 млн рублей. Общественность и многие архитекторы, конечно, выступали против таких действий властей, но их мнение вновь проигнорировали.

Тогда политолог Олег Реут предположил, что идея установить памятную стелу на месте объекта, символизирующего международное согласие, принадлежит республиканским, а не городским властям. Мол, глава Карелии Артур Парфенчиков считает главным импульсом для развития региона «восстановление духовности». В этом направлении и движемся.

Главный архитектор

Еще несколько лет назад ситуацию урегулировать мог главный архитектор Петрозаводска. Однако в 2017 году такую должность в администрации сократили. Почему — для всех до сих пор остается загадкой. Но сам факт, что у столицы республики нет главного архитектора — абсурден.

В мэрии сокращение Евгения Фролова объяснили «реорганизационными мероприятиями». Мол, решение обусловлено планами по повышению эффективности работы управления архитектуры и градостроительства. Сам Евгений Фролов тоже узнал о случившемся, получив уведомление. У некоторых сложилось мнение, что за этим могли стоять рекламные сообщества — Фролов «отсекал» многие вещи на комиссиях по рекламе. 

Сейчас за принятие решений в области архитектуры в Петрозаводске отвечает городская администрация — в частности, комитет градостроительства и землепользования. Его председателем является Александра Россыпнова, бывшая супруга министра строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Виктора Россыпнова.

При этом единственный орган, который может хоть как-то повлиять на архитектурные решения администрации — градостроительный совет. Но, как показывает практика, на мнение представителей совета власти обращают внимание не всегда.

***

Руководство меняется, часто оставляя за собой неприглядные здания и скульптурные композиции, поставленные по незнанию не на свои места. Из-за этого архитекторам на годы вперед предстоит искать пути решения по исправлению ситуации, исходящей из сиюминутных капризов чиновников. Многие из них, признают в градсовете, исправить уже невозможно. 

Как считает Евгений Фролов, в карельском Союзе архитекторов очень много сильных специалистов, которые готовы создавать интересные объекты и украшать город. По разным причинам сделать это не получается. По мнению архитектора, часто заказчики идут на упрощение объектов для удешевления цены.

«Федеральные объекты и вовсе показывают один раз — если архитекторы высказывают отрицательное мнение, то больше их не демонстрируют. А мы хотим, чтобы наш город был красивым, чтобы была интересная современная архитектура. Это касается и так называемых штучных объектов — театров, музеев, тот же автовокзал. Но этого не происходит», - заключил Фролов.

"