Дорога на костях: смогут ли «ужиться» мемориальное кладбище и трасса в Карелии

22 ноября 14:26
Фото: karelinform.ru

Смогут ли «ужиться» мемориальное кладбище "Красный Бор" и трасса в Карелии

Благоустройство федеральной трассы «Петрозаводск-Ошта» было анонсировано еще в 2021 году. От столицы Карелии до села Деревянное дорога должна стать четырехполосной. Местные дачники и председатель ближайшего СНТ обеспокоены судьбой мемориального кладбища «Красный Бор».

Кладбище

Место захоронения было найдено в 1997 году местными жителями села Деревянное по рассказам Дмитрия Чугункова, который в 1937-1938- годах стал случайным свидетелем расправы органов НКВД.

Фото: karelinform.ru

 

Организованные поиски проводились 10 лет с 1980-х печально известным историком Юрием Дмитриевым. Им было установлено, что всего на этом месте покоятся останки более 1000 человек разной национальности. Мемориальное кладбище было официально открыто 30 октября 1998 года. Теперь ежегодно к месту братской могилы приезжают потомки расстрелянных.

На территории мемориала жертв политических репрессий также установлен памятник защитникам Родины в годы Великой Отечественной Войны – цветы здесь обновляются постоянно.

Мемориал находится примерно в 19 километрах от Петрозаводска, куда ведет теперь уже федеральная трасса.

Дорога

 В 2019 году участок дороги «Петрозаводск-Ошта» передали в федеральное ведение. О планах сделать участок от Петрозаводска до Деревянного шириной в четыре полосы стало известно в июне 2021 года.

Фото: karelinform.ru

Дорога служит не только подъездом к Мемориальному кладбищу, но и привычным путем для местных дачников. Например, СНТ «Сосенка» располагается на полкилометра дальше мемориала.

«Я ездила к нашим «дорожникам», они мне показали проект, что и как у нас здесь будет. Освещение должно быть, сделают четыре полосы, пешеходный переход подальше появиться должен. Мы уже согласовывали заезд», - рассказывает председатель СНТ «Сосенка» Ирина Михайлова.

Однако у председателя дачного кооператива возникло серьезное опасение, что при благоустройстве и расширении имеющейся трассы будет затронута территория мемориального Кладбища «Красный Бор», которое находится у ныне существующей двухполосной дороги.

Мнения

Жительница СНТ А. поделилась мнением: «Я вообще не понимаю, зачем нам здесь четыре полосы? А Кладбище наше, что с ним будет, когда работать начнут? А защищать его как будут от техники – мало ли что может случиться во время работ? Столько вопросов…».

Обеспокоенность местных дачников не беспочвенна, ведь от трассы до объекта культурного наследия менее 100 метров.

Мы попытались выяснить позицию ведомства, которое отвечает за сохранность Кладбища, однако к моменту публикации ответ от Управления по охране ОКН РК не получили.

Историки сошлись во мнении: если работы повредят мемориал, это, конечно, станет проблемой, однако о том, что рядом с «Красным Бором» будут проводиться работы ранее не слышали. Так, кандидат исторических наук Ирина Такала сообщила, что проблемы в работах, которые не затронут мемориала, не видит, но и прокомментировать их не сможет.

Такого же мнения придерживается и Илья Соломещ, кандидат исторических наук: «Про расширение трассы слышу впервые. Если это повредит целостности мемориала, это, конечно же, очень плохо. Насколько я знаю, у комплекса региональный охранный статус, то есть без изменения этого статуса и границ охранной зоны вообще ничего делаться не может. Мне действительно трудно тут что-то комментировать».

Научное сообщество о расширении трассы не знают, а учитывая громкие дела с мемориалом «Сандармох», внимание к подобным объектам обычно пристальное. Так неужели проблемы действительно нет?

А есть ли проблема?

КарелИнформ обратился в Минтранс Карелии, ведь это главное ведомство, которое должно знать все о дорогах в регионе. Там нас отправили в Упрдор «Кола», в чьем непосредственном ведении находится участок федеральной трассы. Мы выяснили, как будут проводиться работы и угрожает ли расширение трассы сохранности памятника:

«Совершенно справедливый вопрос. Проект совсем недавно проходил согласование со всеми заинтересованными сторонами. Уширение трассы будет направлено в другую сторону от объекта: если двигаться от города, то, соответственно, в левую сторону уйдет. Если ехать к городу, то в правую», - сообщили в пресс-службе Упрдор «Кола».

В ведомстве подчеркнули: точными сведениями о ширине и протяженности этого участка поделиться не смогут, однако объект культурного наследия останется нетронутым.

***

Развитие дорожной инфраструктуры Карелии – болезненный вопрос. Поскольку регион «делает ставки» на привлечение туристов, то и добираться в республику необходимо с комфортом. Главное, чтоб новые объекты уживались со старыми. Как расширенная трасса «Петрозаводск-Ошта» и «Красный Бор».