В последние недели Петрозаводский гарнизонный военный суд принял сразу несколько исков от жителей столицы и районов Карелии, связанных с решениями по частичной мобилизации. Суть одинакова: мужчины не согласны с действиями призывных комиссий, которые отправляют их на службу.
«Много интересного»
Деталями споров сами истцы готовы делиться только с разрешения адвокатов. «КарелИнформ» обратился за комментариями к жителю Петрозаводска Виктору Ряйкенену, чей иск поступил в Петрозаводский гарнизонный военный суд 21 октября этого года. Диалог получился коротким.
«Вы подумайте, какие вопросы хотите мне задать, пошлёте мне их список, - пояснил мужчина в телефонном разговоре. - Я их посмотрю, отошлю своему адвокату. И в дальнейшем вы сможете все вопросы задать ей, если она сочтет нужным, чтобы я побеседовал с вами, я побеседую. И могу рассказать вам очень много интересного. Такого, о чем вы даже просто не подозреваете. Но это будет после того, как я получу ее санкции».
Редакция список вопросов по деталям и причинам спора отправила, однако реакции на момент публикации не последовало. Впрочем, судя по комментариям в местных соцсетях, истории во многом похожи. И таких сегодня в Карелии – около десятка.
Мужчин по работе просят прийти за уведомлением о явке в военкомат для уточнения данных. А там вручают повестку на сборный пункт, несмотря на то, что они не служили и не имеют боевого опыта.Или, например, где-нибудь лечатся, что по закону также дает право на отсрочку. Или не подходят по состоянию здоровья, которое за годы могло сильно измениться. В итоге кто-то решает судиться.
«Ошибки» были
Военный комиссар Карелии Андрей Артемьев в беседе с журналистом «КарелИнформа» поделился более конкретной информацией. По его мнению, споры – и судебные тоже - по поводу решений призывных комиссий в Карелии появляются из-за того, что многие не совсем понимают разницу между обычным призывом и призывом по частичной мобилизации.
И единичные «ошибочные» решения были, хотя называть их так, по мнению военкома, некорректно. Еще и по той причине, что о своем нынешнем состоянии здоровья жители военкомату не рассказывали.
«Медицинское освидетельствование проводилось только в отношении той категории граждан, у которой возникали вопросы: либо он временно не годен или не годен вообще, - говорит Андрей Артемьев. - Люди не приходили в военкомат, о себе не заявляли, думая, что отслужили в армии, – и всё. Мы же должны актуализировать информацию, в том числе, по его состоянию здоровья».
При этом случаи отправки не годных к военной службе в рамках частичной мобилизации в Карелии единичны. Они уже вернулись домой.
Дополнительное медосвидетельствование, которое недавно стартовало в республике, в этом смысле на ситуацию вряд ли бы ощутимо повлияло.
«Освидетельствование проводится только в отношении негодных, либо временно негодных к военной службе граждан: сомнения в диагнозах возникли у нескольких сотен человек, у ста с лишним человек диагноз подтвердился, они сняты с воинского учета», - добавляет Андрей Артемьев.
Андрей Артемьев вспоминает и про федеральный закон №31, где четко прописано, кто не подлежит призыву или отсрочке. Если говорить о состоянии здоровья, то призыву подлежат все, кроме тех, кто не годен к военной службе (то есть, имеет категорию «Д») и временно не годен. Последним дается отсрочка на полгода.
Все остальные под призыв по мобилизации попадают, и ограниченно годные в том числе, добавляет военком. И задача президентом РФ сформулирована четко. В первую очередь, служить отправляются те, кто имеет соответствующий опыт, возраст до 35 лет и служил в армии.
Нельзя забывать и про так называемую «вторую очередь», которую военкомат также комплектовал “для выполнения других задач».
Самих же судебных процессов, связанных с частичной мобилизацией, в Карелии сегодня немного, считает военком.
«Первые решения уже состоялись, во всех случаях истцам было отказано, - пояснил он. - Количество исков минимально, и ничего из ряда вон выходящего в самом существовании заявлений нет, возможность обращаться в суд у граждан была всегда. Сегодня причина отказа в удовлетворении исков - соответствие категории годности при призыве на военную службу по мобилизации».
В основном, с претензиями обращаются жены и матери, что тоже по-своему показательно, полагает военком республики.
«Я спрашиваю: есть ли у нас Маресьевы? [Алексей Маресьев – легендарный советский военный летчик-истребитель, потерявший в бою обе ноги, но вернувшийся в строй. – Ред.], - говорит военком Карелии. - Они – есть. Есть парень, который прошел не один конфликт, без ноги, приходил ко мне несколько раз с просьбой отправить в часть. Мы - сделали исключение, потому что он - подготовленный и универсальный солдат, и водитель, и инженер, и гранатометчик, и пулеметчик, и разведчик, и связист. Прошел три войны, вокруг него объединяются. Есть и другие, не менее достойные примеры».
Призывная тайна
В кабмине Карелии также считают, что частичная мобилизация в регионе проходит без нарушений.
«Повестки всем призванным в рамках частичной мобилизации были вручены в соответствии с действующим на момент вручения законодательством, - говорится в ответе на запрос «КарелИнформа» за подписью замглавы РК по взаимодействию с правоохранительными органами Александра Пшеницына. - Нарушений при проведении частичной мобилизации в Республике Карелия надзорными органами не выявлено. В составы призывных комиссий по мобилизации с целью соблюдения законности по проведению мобилизации включены представители прокуратуры».
Так или иначе, мобилизованных из Карелии – все-таки возвращали. Хотя сколько таких было, власти не говорят. Тайна.
А причиной для возвращения мобилизованных домой стали разъяснения федеральных органов власти, которые получил военкомат РК уже после вручения повесток.
- Информация о количестве мобилизованных в Республике Карелия граждан, количестве граждан, возвращенных обратно в республику после вручения повестки и отправления в воинские части, в соответствии с правовыми актами и указаниями Министерства обороны Российской Федерации относится к информации ограниченного доступа и не подлежит разглашению», - говорит Александр Пшеницын.
Здоровье и дети
С судами по поводу мобилизации в Карелии пока складывается однозначная ситуация. Истцы проигрывают. В онлайн-картотеке дел Петрозаводского гарнизонного военного дела мы нашли шесть административных дел, которые завершились отказом. Эту информацию подтверждают и в военкомате Карелии. Однако такая практика не означает, что выхода у мобилизованных нет.
«Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда вернуть мобилизованного гражданина проще через звонок на «горячую линию», чем через суд, - пояснила «КарелИнформу” практикующий юрист Елена Пальцева. - В том и другом случае истории разбираются, и мобилизованных по ошибке возвращают домой. Причин таких ошибок много, и они разные. Поэтому сделать здесь общий вывод будет неверным. Основные причины отмены решений – это наличие несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет и состояние здоровья».
Неоднозначна ситуация с подсудностью. Петрозаводский городской суд с жалобами разбираться не стал, потому истцам пришлось «побегать».
«Здесь нет единой судебной практики: в некоторых регионах дела об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации рассматриваются районными (городскими) судами, где-то, как в Карелии, дела передаются в гарнизонные военные суды, - добавляет Елена Пальцева. - Где-то заседания проходят в закрытом режиме, и решения не размещаются на сайте суда. Но пример Челябинской области показывает, что можно рассматривать такие дела и в открытом режиме с размещением судебного акта также в открытом доступе».
Вот и прецедент
И вот что любопытно: недавнее решение по этому делу в Челябинской области было вынесено… в пользу истца, Евгения Курчатова. Мужчина получил повестку 26 сентября и отправился служить в Чебаркульскую танковую дивизию, механиком-водителем.
Мобилизованный был отцом троих детей в возрасте до 16 лет, не принимал участия в боевых действиях и содержал большое личное подсобное хозяйство, с которым не могла справиться его жена. Суд во внимание принял именно «многодетность», и призывной комиссии сегодня придется пересмотреть свое решение.
О многодетных отцах в Карелии в разговоре с журналистом «КарелинФорма» отдельно вспомнил и военком Карелии Андрей Артемьев:
«С четырьмя детьми мы никого на службу не отправляли – это закон. Но в части отправлялись те, кто имеет троих детей, и здесь есть интересный момент. Замена военнослужащего происходит по согласованию с командирами частей, на сегодняшний день около двадцати многодетных отцов вернулись домой. Но это – не все из призванных, потому что около трети человек… отказались возвращаться. Сказали, что будут служить бок о бок с друзьями, с близкими. Хорошо, что есть такие люди».
Были и другие случаи, когда приходилось решать вопрос с многодетным отцом индивидуально: например, при наличии неродных детей. Мужчине шли навстречу, понимая, что содержать их может только он. А если что-то случится, то семья останется без кормильца.
В целом, юристы напоминают, что профильная судебная практика сегодня только начинает складываться, хотя прецеденты уже имеются. Например, недавно Приморский суд Санкт-Петербурга согласился с доводами сотрудника банка и также обязал призывную комиссию пересмотреть решение о призыве по мобилизации.
***
Судиться или нет – решают мужчины. Или их семьи. Результат все равно будет плохо предсказуем. В любом случае, местная практика в пользу истцов пока не говорит. А в военкомате напоминают о добровольцах и примере старших.
«В период частичной мобилизации мы отправили в качестве добровольцев более ста человек – тех, кто не подпадали под призыв по различным основаниям (возрастным данным, ограничениям по здоровью и другим), - говорит военком Карелии Андрей Артемьев. - Много ли их вернулось, передумав? Единицы. Те, кто ведут не совсем правильный образ жизни, злоупотребляют алкоголем. К сожалению, есть и такие, немногочисленные факты. Но многие меняются, оценивают жизнь по-другому, у них появляется цель».
Есть и такой пример: один из старших офицеров, 62 лет, попал в госпиталь. Могли поменять. Но мужчина решил остаться.
«Подобный пример – не один, - резюмирует военком. - Есть и другие бойцы, которые работали в определенных организациях и предприятиях с правом отсрочки, но – приняли решение служить».