Сейчас, в свои 71, этот мужчина называет себя счастливым человеком с удивительной судьбой. И вряд ли удастся теперь воссоздать тот самый первый акт, в котором определилась его судьба.
Ему было 15, когда врачебная ошибка навсегда изменила его жизнь. Медики поставили неверный диагноз, прописали капли для глаз, которые усугубили недуг и спровоцировали глаукому. А та, в свою очередь, привела к полной слепоте. Сейчас об этом просто рассуждать и тем более описывать в паре-тройке предложений. Но каково было подростку осознавать фатальность взрослых решений.
«В 16 лет уехал из поселка Ильинский, где жила семья, в Ладвинский специализированный интернат. Здесь в срочном порядке пришлось осваивать чтение по Брайлю и здесь же я закончил 9 класс» — начинает свой рассказ Леонид Борисович в проекте #безграничные_возможности2022.
Что двигало им? Какая сила поднимала и заставляла проживать обычную жизнь обычных людей, находясь в нетипичных обстоятельствах? — вопросы, давно ставшие риторикой.
«Я не только в театре играл, я занимался самодеятельностью. Приехал в Петрозаводск после школы, устроился в учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых. Там было много специальностей: изготовление мебельной пружины, например, потом собирал блоки для телевидения и для Минобороны электронику собирали. В то же время, там был клуб, где я занимался в вокально-инструментальном ансамбле». Обычная самодеятельность 60-х годов — ничего сверхъестественного, уточняет Леонид. И это было светлое время чистого искусства. Чуть позже он так радовался возможности выходить в спектаклях на сцену ДК Железнодорожников.
«На репетицию приходил раньше всех. Поднимался на сцену и шаг за шагом знакомился с ней на ощупь. Многие зрители в зале даже не заметили, что по сцене двигается незрячий артист» — в это время Леонид Борисович уже был женат. И супруга заботливо сценарии пьес переводила для него на язык Брайля. В тот момент никто ещё не догадывался — придёт перестройка и время чистого искусства закончится, а ДК продадут.
И вот тогда Леонид Авксентьев понял: пора что-то менять. Ему было 49, когда на свет появился один из его первых стихов:
«Мне тебя искать не нужно взглядом.
Знаю я и так, ты где-то рядом,
Даже если нет тебя в квартире -
Все равно ты рядом в этом мире» — так просто и трогательно Леонид признался в любви своей супруге, с которой много лет прожил вместе. А уже во втором своём стихотворении мужчина затронул тему особенных людей:
«Мы люди ограниченных возможностей,
Так почему-то все нас называют.
Кто по своей, кто по чужой оплошности —
Мы ими стали — в жизни так бывает.
Но в ноги мы беде своей не падаем,
Свою судьбу себе мы подчиняем.
Любой победе над собою рады мы,
Кольцо ограничений разрываем» — это роковое кольцо Леонид Борисович разрывает ежедневно. Его борьба. Его единственный стимул — то, что делает его полноценным человеком, и то, что позволяет день за днём ощущать себя счастливым.
«Солнечная река» — так назывался его первый сборник стихов, который вышел в далёком 2002 году. Всего с тех пор из-под пера автора на свет появилось 7 сборников. Это настоящее рождение — процесс, который затягивает, и ты уже не можешь отложить карандаш — любая мелочь просится на бумагу метафорой.
«Первый сборник — посвящен супруге моей. Когда увидела, она была довольна. Первый мой слушатель — моя жена. Второй сборник посвящен моим родителям, их уже не было в живых. Ведь каждый хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым человек. Думаю, им было бы приятно узнать, что я стал писателем. Я не считал себя поэтом, пока не получил членский билет Союза российских писателей. Но я не считаю себя поэтом и теперь, потому что это очень ответственная и серьезная задача. Я бы назвал себя сочинителем», — рассказывает автор.
Получается всё спонтанно. В процессе шагов. Вдруг ритмы пронзает строчка или фраза, услышанная в транспорте, моментально даёт почву для новой порции творчества. В последнее время Леонид Борисович больше тяготеет к прозе. В ней он пока новичок, но потребность писать — огромная! И кто знает, возможно, однажды тема школьного урока будет звучать примерно так: «Художественные особенности поэзии и прозы карельского автора Леонида Авксентьева».