По данным Карелиястата, в августе 2022 года новый отечественный легковой автомобиль стоил в среднем 1 015 827 рублей, что на 0,86% дороже, чем в предыдущем месяце. Новая иномарка же стоит дороже — 1 913 440 рублей (по сравнению с июлем цена не изменилась).
Подержанный импортный легковой автомобиль, по данным Карелиястата, стоил в августе в среднем 875 794 рубля, что всего на 0,02% дороже по сравнению с июлем текущего года.
В июне статистическое ведомство также поделилось изменением цен на подержанные машины в Карелии в 2022 году. По данным Карелиястата, с начала года транспортные средства б/у подорожали на 17,1%. Так, в январе подержанные автомобили стоили, в среднем, 739 362 рубля. За пять месяцев эта сумма выросла на 126,5 тысяч рублей и достигла 865 841 рубля. При чем последнее подорожание произошло в мае, когда средняя цена на авто с пробегом выросла на 3,1% по сравнению с апрелем.
В целом же, как следует из доклада Карелиястата о социально-экономическом положении республики, легковые автомобили с января по август 2022 года подорожали по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 32,2%. А по отношению к августу 2021 года — на 35,2%.
Сейчас резкий рост цен на автомобили в России все же замедлился. Однако все равно машины у дилеров стоят недешево. В сентябре эксперты составили список автомобилей, которые сейчас являются самыми доступными на российском рынке.
Что касается отечественных машин, то пока самым доступным вариантом является Lada Granta — упрощенная версия модели без ABS и подушек безопасности с 1,6-литровым мотором мощностью 90 лошадиных сил и пятиступенчатой «механикой» стоит примерно 680 000 рублей. В Петрозаводске на популярных сайтах есть объявления о продаже данного авто — цены начинаются от 605 000 рублей.
Одним из самых доступных внедорожников в России сейчас считается автомобиль Lada Niva Legend. Машина с двигателем объемом 1,7 литра, пятиступенчатой механической трансмиссией, полным приводом с раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала обойдется примерно в 1,2 миллиона рублей или даже дороже. При этом в Петрозаводске за такие цены продается другой внедорожник — Lada Niva Travel. В карельской столице такие новые машины стоят от 1 010 900 рублей.
В Петрозаводске все еще продают культовую «буханку». Так, за новый пятиместный УАЗ-3909 (УАЗ-3741 или другие модели) с 2,7-литровым бензиновым агрегатом мощностью 112 лошадиных сил и пятиступенчатой «механикой» автосалоны просят минимум 1 059 000 рублей.
Еще одним из самых доступных отечественных автомобилей сейчас считается Lada Vesta, официальная стоимость которой начинается от 1 121 900 рублей. При этом реальные цены на модель чаще всего превышают 1,3 миллиона. Так, в Петрозаводске такую машину продают за 1 378 900 рублей и дороже.
Что касается зарубежных моделей, то одной из самых доступных является машина Kia Picanto. Малолитражку с литровым 67-сильным мотором оценивают в среднем в России минимум в 1 332 900 рублей.
Следом идет корейский седан Hyundai Solaris — цены на иномарку с «механикой» варьируются от полутора миллионов рублей. За автоматическую трансмиссию придется доплатить примерно 150 000.
В российских дилерских центрах продают и Volkswagen Polo — цены начинаются примерно от 1,7 миллиона рублей за версию с 1,6-литровым двигателем и механической трансмиссией.
При этом на сайте объявлений в Петрозаводске самой дешевой новой иномаркой является Renault Logan с механикой и двигателем 82 лошадиных сил. Седан стоит от 1 390 000 рублей. Другая машина Renault Sandero продается за 1 425 000 рублей и дороже. Иномарка Kia Rio с механической трансмиссией и двигателем мощностью 100 лошадиных сил стоит от 1 434 900 рублей.
Продажи сократились?
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период с первого по третий квартал 2022 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, или на 753 450 автомобилей. Всего за три квартала текущего года продажи составили 506 661 машин. Среди них больше всего внедорожников (242 723 или 47,9%). На втором месте по «популярности» у покупателей — коммерческие автомобили (52 878 или 10,4%), на третьем — пикапы (3 903 или 0,8%), а на последнем — электромобили (333 штуки). Правда, эти цифры соответствуют данным импортеров, а в реальности машин продали больше.
В сентябре 2022 года, по данным АЕБ, продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021 года, или на 68 901 штук. Всего продажи составили 46 698 машин.
Единственный рост продаж в сентябре зафиксирован у бренда Avtovaz (Lada) — в этом месяце в 2022 году в России купили 20 641 таких машин, что на 20% больше, чем в сентябре 2021 года. На втором месте по количеству проданных авто в прошлом месяце текущего года — Hyundai (3 888 штук, что на 71% меньше, чем в сентябре 2021 года). Третьей по популярности машиной стали автомобили марки ГАЗ (3 817 штук, что на 27% меньше аналогичного периода прошлого года). На четвертой и пятой строчках — Haval и Kia (3 430 и 3 313 штук, на 2% и 81% меньше соответственно).
Авторынок на грани фола?
Сейчас ситуация в стране является не самой стабильной — виной тому, в первую очередь, санкции. В связи с этим многие эксперты дают весьма негативный прогноз и авторынку — особенно это касается продажи иномарок. Как считают специалисты, параллельный импорт вроде бы слегка оживил авторынок, но явление оказалось временным. Довольно быстро спрос на поставку автомобилей новыми путями стал снижаться. Усложнилась процедура ввоза машин из Казахстана, Беларусь ввела запрет на экспорт легковушек. Вдобавок к этому проблемы с комплектующими и запчастями, а также ценами на них.
Кажется, перейдем на отечественные модели? Ведь АВТОВАЗ перезапустил несколько моделей, да и проблем с запчастями быть не должно. Только вот не все готовы переходить на российские машины. При этом сам АВТОВАЗ прогнозирует восстановление рынка с 2023 года. Как федеральным СМИ рассказал президент компании Максим Соколов, ожидается постепенное восстановление спроса на автомобили Lada от минимумов этого года (600 — 650 тысяч автомобилей) к 900 тысячам — миллиону. По его словам, к 2030 году рынок восстановится до уровня 1,5 млн автомобилей, а к 2035 он вырастет до 2 млн машин.
В то же время эксперты Национального Агентства Промышленной Информации (НАПИ) считают, что к концу 2022 года в России будет реализовано чуть меньше 520 000 новых легковушек, что на 66% меньше, чем в прошлом году. В худшем же случае — при вспышке коронавируса и дополнительных санкциях, что может привести к сокращению производства и продаж, — рынок может упасть и на 80%.
Согласно пессимистичному прогнозу специалистов НАПИ, объем продаж к концу текущего года может быть даже меньше 400 000 машин, что меньше на 74% в сравнении с 2021 годом.