Posted 7 октября 2022, 10:23
Published 7 октября 2022, 10:23
Modified 30 октября 2022, 21:50
Updated 30 октября 2022, 21:50
Военнообязанные граждане, которые обслуживают критически важную инфраструктуру, системообразующие предприятия получают бронь от частичной мобилизации. Даже если они призываются, то имеют гарантии, что, вернувшись домой, работа за ними сохранится, кредиты подождут (речь о кредитных каникулах), будут выплаты и социальная помощь от государства и региона. Некоторые предприятия тоже оказывают финансовую поддержку своим сотрудникам, которые не оказались «под бронью». Такие работники имеют гарантии, и с самого начала объявления частичной мобилизации.
Предпринимательство же предполагает ответственность за самого себя, а в России на 10 сентября было более 5,5 миллионов микропредприятий, где задействованы более 7,3 миллионов человек. В июне количество самозанятых, которые не могут нанять работника, перевалило за 5 миллионов. В целом, по подсчетам коллег из «Новых Известий», на данный момент в России порядка 10 миллионов человек, которые вынуждены полагаться сами на себя.
О них задумались только на прошлой неделе, 3 октября для такой категории россиян приняли шесть мер поддержки. Правда, для тех, кто имеет небольшой бизнес с 1-2 сотрудниками, призыв по частичной мобилизации означает крах предприятия, ведь по закону военный не может вести свое дело.
Даже если предприятие «осталось жить», то в первую очередь пострадает хозяйственная часть бизнеса, ведь предприниматели выполнят не только административную работу. Вернувшись после частичной мобилизации, придется все начинать с нуля. Далее бизнесмену может грозить уголовная статья, ведь сотрудники, оставшиеся работать должны получать зарплату (плюс отчисления и налоги). Если в течение трех месяцев зарплата не будет выплачена, то на хозяина бизнеса будет заведено уголовное дело. Помимо ответственности за сотрудников, есть обязательства перед поставщиками, арендаторами, налоговой, а если на компании «висит» кредит, на который кредитные каникулы не распространяются, то прибавятся еще и долги.
Те, кто работает по УСН, обязаны платить страховые взносы в размере больше 10 тысяч в квартал.
При всей ответственности предпринимателя, меры поддержки не выглядят внушительно:
Во-первых, военнослужащим разрешили быть собственниками бизнеса; во-вторых, обращено внимание на расторжение и изменение контрактов, которые обеспечивают государственные и муниципальные нужда, а штрафные санкции не будут применяться. В-третьих, лицензии, которые есть у предпринимателей, будут автоматически продлеваться. В-четвертых, ФНС и Министерство финансов готовы перенести сроки подачи деклараций, выплат налогов и прочих финансовых обязательств перед государством. В-пятых, по кредитам и лизингу будет предоставляться отсрочка. В-шестых, расторгнуть договор аренды с государством можно будет без наложения штрафов.
Возможность сохранить бизнес есть, однако отсрочка не отменяет обязательств по выплатам. К возвращению военнослужащего на его предприятии будут долги, налоговые обязательства и, возможно, уголовная статья за невыплату зарплат сотрудникам.
При таких перспективах, ожидается сокращение количества ИП и юрлиц – они станут самозанятыми, поскольку обязательства состоят только в выплате 4% или 6% от выручки. Если ее нет, то и платить не придется. В государственном масштабе это означает сокращение поступаемых налогов и уход бизнеса в тень.
В перспективе, это миллионы безработных граждан, которые будут искать различные способы заработать в том числе нелегально.