Эксперт отметила, что глубоководная часть Онежского и Ладожского озер сегодня «сохраняет природные характеристики», однако «наибольшую тревогу» у ученых вызывает состояние заливов и бухт.
Среди «общеизвестных факторов риска» - сельхозугодья, практически неочищенные сбросы ферм животноводства, локальные загрязнения от населенных пунктов и от предприятий, прежде всего, ЦБК.
«На Байкале, который раз в 20 больше наших озер, был один единственный ЦБК, например, его закрыли, - вспомнила ученый. – Я ни в коем случае не призываю закрывать наши предприятия, это очень важное дело: но контролировать эти сбросы обязательно нужно. Просто в местах выброса этих вод формируются бескислородные зоны, полностью отсутствует или угнетенное донное сообщество. По данным наших коллег, например, влияние Питкярантского ЦБК на Ладоге распространяется на несколько десятков квадратных километров».
Помимо ЦБК, на экологию крупнейших водоемов сегодня значительное влияние оказывают и форелевые хозяйства. Специалист привела в пример Кондопожскую губу Онежского озера.
«Нагрузка по общему фосфору от форелевых хозяйств в Кондопожской губе сопоставима со сбросами ЦБК, - уточнила Лариса Назарова. - А если учесть, что туда не совсем чистые воды несет Суна, то нагрузка на Кондопожскую губу превышает критически допустимую примерно на треть. То есть, там идет старение, дистрофирование, экосистема просто не справляется…»
Кстати, недавно в поселке Карелии организовали референдум против форелеводческой фермы.