Костомукша, построенная в конце семидесятых в нескольких десятках километров от границы, всегда жила сотрудничеством с финнами. Российскую и финскую сторону здесь связывало множество торговых, строительных, культурных и других проектов. Однако с началом спецоперации на Украине отношения между странами охладели. Совместные проекты стали стремительно закрываться, а недавно Финляндия заявила, что намерена построить на границе с Россией заграждения – в целях безопасности.
Как повлияет разрыв с финнами на жителей Костомукши, попытались выяснить корреспонденты «России 24».
До этой весны Костомукша поставляла Финляндии рудный концентрат – окатыши, которые используются в доменной плавке. Торговля была налажена ещё с советских времён, когда была своеобразной «рукой дружбы» между социализмом и капитализмом. Сегодня сотрудничество прекращено, все перевозки остановлены.
Электричество и газ Финляндия у нас тоже больше не закупает. А это означает, что доходы упадут и бюджет недосчитается круглой суммы.
Одна из отраслей, которая пострадает в Костомукше больше всего – это туризм, который был для местного бюджета важнейшим источником прибыли. Если финны сюда больше приезжать не будут – последствия могут быть неутешительными.
Так, руководитель гостиничного комплекса Николай Салакка утверждает, что 80% гостей приезжали сюда именно из Финляндии – каждый день по 11 туристических автобусов.
Отдыхали в Костомукше в основном финны потому, что из Финляндии сюда легко приехать. Для других стран (и даже для российских регионов) Костомукша, к сожалению, труднодоступна, поэтому доезжают сюда немногие. Чтобы это исправить, нужна огромная транспортная инфраструктура, на постройку которой потребуется много времени и денег. А транспортная сфера в Костомукше, кстати, тоже несёт потери.
Между Костомукшей и Финляндией остановлено железнодорожное сообщение. Хотя ещё с дореволюционных времён страны были постоянными партнёрами – в Финляндии, в отличие от Западной Европы, та же ширина колеи, что в России.
Замерли и грузоперевозки. Раньше между востоком и западом здесь возили бумагу, пиломатериалы, опасные грузы и многое другое. Но после принятия шестого пакета западных санкций без работы остались почти 500 грузовых машин. А вместе с ними на рынок труда оказались выброшены и люди.
Поставлять топливную щепу финнам первой перестала Россия. Через месяц запретила поставки и финская сторона. Деревообрабатывающим предприятиям из-за этого приходится нелегко. Например, бывшему директору одной из таких компаний Сергею Солдатову пришлось уволить десять сотрудников. Потом потерял работу и он сам.
Отметим, рост безработицы в транспортной и деревообрабатывающей отраслях соответствует прогнозам аналитиков Центра стратегических разработок, опубликованного в этом месяце. В целом, как считают эксперты, из-за санкций Карелия к концу года выйдет на третье место по темпам роста безработицы среди российских регионов.