Posted 22 июня 2022, 17:17

Published 22 июня 2022, 17:17

Modified 30 октября 2022, 21:32

Updated 30 октября 2022, 21:32

Костомукша не выживет: что ждет приграничный регион Карелии без финнов

22 июня 2022, 17:17
Журналисты федерального канала сняли специальный репортаж о жизни и перспективах городов, граничащих с Финляндией. В их число попала и Костомукша.

Костомукша, построенная в конце семидесятых в нескольких десятках километров от границы, всегда жила сотрудничеством с финнами. Российскую и финскую сторону здесь связывало множество торговых, строительных, культурных и других проектов. Однако с началом спецоперации на Украине отношения между странами охладели. Совместные проекты стали стремительно закрываться, а недавно Финляндия заявила, что намерена построить на границе с Россией заграждения – в целях безопасности.

Как повлияет разрыв с финнами на жителей Костомукши, попытались выяснить корреспонденты «России 24».

Торговля

До этой весны Костомукша поставляла Финляндии рудный концентрат – окатыши, которые используются в доменной плавке. Торговля была налажена ещё с советских времён, когда была своеобразной «рукой дружбы» между социализмом и капитализмом. Сегодня сотрудничество прекращено, все перевозки остановлены.

Электричество и газ Финляндия у нас тоже больше не закупает. А это означает, что доходы упадут и бюджет недосчитается круглой суммы.

Туризм

Одна из отраслей, которая пострадает в Костомукше больше всего – это туризм, который был для местного бюджета важнейшим источником прибыли. Если финны сюда больше приезжать не будут – последствия могут быть неутешительными.

Так, руководитель гостиничного комплекса Николай Салакка утверждает, что 80% гостей приезжали сюда именно из Финляндии – каждый день по 11 туристических автобусов.

Отдыхали в Костомукше в основном финны потому, что из Финляндии сюда легко приехать. Для других стран (и даже для российских регионов) Костомукша, к сожалению, труднодоступна, поэтому доезжают сюда немногие. Чтобы это исправить, нужна огромная транспортная инфраструктура, на постройку которой потребуется много времени и денег. А транспортная сфера в Костомукше, кстати, тоже несёт потери.

Транспорт

Между Костомукшей и Финляндией остановлено железнодорожное сообщение. Хотя ещё с дореволюционных времён страны были постоянными партнёрами – в Финляндии, в отличие от Западной Европы, та же ширина колеи, что в России.

Замерли и грузоперевозки. Раньше между востоком и западом здесь возили бумагу, пиломатериалы, опасные грузы и многое другое. Но после принятия шестого пакета западных санкций без работы остались почти 500 грузовых машин. А вместе с ними на рынок труда оказались выброшены и люди.

Деревообработка

Поставлять топливную щепу финнам первой перестала Россия. Через месяц запретила поставки и финская сторона. Деревообрабатывающим предприятиям из-за этого приходится нелегко. Например, бывшему директору одной из таких компаний Сергею Солдатову пришлось уволить десять сотрудников. Потом потерял работу и он сам.

Отметим, рост безработицы в транспортной и деревообрабатывающей отраслях соответствует прогнозам аналитиков Центра стратегических разработок, опубликованного в этом месяце. В целом, как считают эксперты, из-за санкций Карелия к концу года выйдет на третье место по темпам роста безработицы среди российских регионов.

Подпишитесь