Posted 24 мая 2022, 12:46
Published 24 мая 2022, 12:46
Modified 30 октября 2022, 21:45
Updated 30 октября 2022, 21:45
Сейчас, когда первые страсти улеглись, можно уверенно сказать: голод стране не грозит. Но сельское хозяйство, которое обеспечивает нас продуктами, ждут большие перемены: его зависимость от импорта по-прежнему очень значительна. Что день грядущий нам готовит, попытались разобраться «Новые известия».
Несмотря ни на что, за последние восемь лет, пока в стране шло активное импортозамещение, удалось достичь хороших показателей по некоторым направлениям. Например, к 2019 году 98% потребляемой населением свинины производилось в России, а импорт говядины и птицы снизился в два раза.
Ещё одна хорошая новость: дефицит ветеринарных лекарств и вакцин для животных в России маловероятен: они в список санкционных товаров не вошли. А даже если поставки из-за рубежа сократятся, импортозамещение возьмёт на себя Федеральный центр охраны здоровья животных, мощностей которого хватит, чтобы обеспечить российских животноводов необходимыми препаратами. Также закупать лекарства и сырьё можно будет в Индии и Китае.
Главная угроза для животноводства в России – практически отсутствующая селекционная работа, которая прекратилась после распада СССР. Производителям было проще привозить племенных животных из-за рубежа, в итоге сейчас в этой сфере нет ни централизованной системы учёта, ни необходимой инфраструктуры. На решение этой проблемы потребуется от трёх до пяти лет.
Например, массово закупали свиней за границей, агрохолдинги, доминирующие на рынке производства свинины. Собственную работу по улучшению и выведению пород начали только в 2014 году, да и то не везде. По сведениям «Росинформагротеха», сейчас в России есть три основные для мирового свиноводства породы свиней. Однако для восполнения поголовья нужно время.
Что касается крупного рогатого скота, доля импорта в Россию достигает 70%. При этом генетики уже несколько лет заявляют, что отечественный материал не только дешевле, но и лучше зарубежного. Возможно, теперь непростая экономическая ситуация станет для российских селекционеров шансом проявить себя. Сейчас селекционные центры работают в Белгородской, Ростовской, Нижегородской, Свердловской областях, Татарстане, Удмуртии.
В развитии овцеводства эксперты до введения санкций ожидали большой подъём. Это единственная ниша на рынке, не занятая крупными холдингами – в основном баранину производят личные и фермерские хозяйства на юге России. Теперь развитие этого направления оказалось под вопросом: тонкошёрстных пород овец в стране хватает, а мясных просто нет, их нужно завозить из Европы.
Немного лучше обстоят дела на рынке птицы и яйца. Мясом птицы Россия стабильно обеспечивает себя более чем на 100%, что позволяет отправлять продукцию и на экспорт. Однако для развития этого направления также нужна качественная селекция.
Область растениеводства находится в более выгодном положении: Россия сейчас один из главных мировых экспортёров зерновых. В связи с геополитической обстановкой количество покупателей снизится, однако основные поставки страна делала в Китай и Турцию, торговля с которыми продолжается. Кроме того, в этом году ожидается продовольственный кризис, так как посевная кампания на Украине будет связана с определёнными сложностями. А значит и стоимость зерна, идущего на экспорт, вырастет.
Потребности внутреннего рынка в зерне и овощах тоже будут полностью обеспечены. Однако и здесь есть определённая зависимость от поставок из-за рубежа – особенно что касается семян и агротехники.
По официальным данным, сейчас Россия обеспечена семенами лишь на 63% - тогда как продовольственная безопасность требует как минимум 75% (а в условиях санкций – чем больше, тем лучше). За рубежом отечественные производители привыкли закупать семена свёклы (до 98%), подсолнечника (более 70%), кукурузы (около54%). Централизованной системы импортозамещения пока нет.
Если говорить о технике, то купить её в условиях санкций стало трудно, а иногда просто невозможно. Кроме того, как машины, так и запчасти к ним подорожали в 1,5-3 раза. А именно в отсутствии запчастей и кроется главная проблема: иногда это способно полностью остановить производство. Например, сеялка может быть полностью собрана из отечественных запчастей, но, если в ней не хватает двух маленьких импортных деталей – работать она не будет. А заменить на отечественные аналоги можно пока далеко не всё.
Пока ситуация остаётся стабильной. К началу посевной аграрии готовы, есть запас техники, купленной ещё в начале года по старым ценам. Развивается импортозамещение в регионах: уже налажено производство и восстановление более 2000 деталей для зарубежной техники. Есть планы на поставки из Китая и Беларуси. Однако в будущее все смотрят с разными настроениями: кто с надеждой, кто со страхом.
Сельское хозяйство всегда требовало поддержки от государства – и теперь особенно нуждается в дотациях. И в самом уязвимом положении оказались не крупные холдинги, а крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозкооперативы. Так, Национальный союз свиноводов прогнозирует закрытие до 75% мелких производителей в ближайшие три года – их просто вытеснят с рынка крупные игроки. Исключение составляет разве что рынок овцеводства, где доминируют именно фермеры.
Впрочем, многие аграрии настроены оптимистично. Так, карельский фермер Станислав Богословский заявляет, что западные санкции не оказали влияния на работу его хозяйства. Сейчас здесь выращивается около 50 бычков, идут продажи мяса. Собираются развивать и растениеводство в планах засеять кормовыми культурами свыше 150 га. Рассчитывают снова получить помощь от государства, хотя начнут работу своими силами.
Сейчас в Карелии и других регионах РФ применяются такие меры поддержки фермерских хозяйств, как субсидии на приобретение кормов и животных, возмещение затрат на строительство, различные гранты и т.д.
В Карелии, например, благодаря государственной поддержке сельхозкооператив «БиоКарелия» смог увеличить площадь посадок в десять раз – с 5 до 50 га и планирует начать собственную переработку. Как рассказала его председатель Анастасия Цеханович, кооператив продолжает работать, не сбавляя темпа, разрабатываются планы по импортозамещению (раньше посадочный материал привозили из Нидерландов). «Считаю, что ни в одной отрасли нет настолько простых, адекватных и выгодных по ставкам мер поддержки, - подчеркнула Цеханович. - Их разработано огромное количество».