Posted 26 марта 2022, 14:26
Published 26 марта 2022, 14:26
Modified 30 октября 2022, 21:30
Updated 30 октября 2022, 21:30
До конца 2025 года Карелии предстоит переселить из аварийного жилья более девяти тысяч человек. Это 155 с лишним тысячи квадратных метров, или 636 аварийных домов. Согласно данным портала фонда содействия реформированию ЖКХ, большая часть расселяемого жилья — знаменитые карельские двухэтажные «деревяшки» послевоенных годов постройки. Впрочем, есть и совсем уникальные дома: почти два процента расселяемого жилья построено аж до 1920 года.
Как не раз сообщали представители карельского правительства, программа расселения жилья, признанного аварийным до 2017 года, была выполнена досрочно.
«Мы взяли на себя обязательство досрочно – до конца 2023 года – завершить действующую программу расселения. Это необходимо, чтобы как можно быстрее приступить к следующему этапу, гораздо более масштабному – расселить более миллиона квадратных метров жилья в республике, признанного аварийным уже после 2017 года», — в январе этого года заявлял глава Карелии Артур Парфенчиков.
Программа расселения всегда шла в Карелии, что называется, с грехом пополам — пусть и опережающими темпами. Историй, когда людей переселяли из одного рушащегося барака в другой, но чуть более крепкий, множество. Власти в небольших населенных пунктах говорят прямо — другого жилья нет. Построить что-то на деньги, выделяемые на расселение, невозможно.
Из старой развалины — в новую
Другой вопрос, что и с построенными специально для расселения аварийного жилья домами не всегда все бывает хорошо. На слуху скандал с беломорскими «новостройками», которые оказались не лучше тех развалин, из которых людей в них переселили. Дома, построенные в 2017 году, пошли плесенью и вообще проявили себя не лучшим образом буквально спустя три года.
Есть и еще один нюанс. Например, недавно в Кондопоге достроили большой, 80-квартирный дом для переселенцев. Но оказались в нем не только кондопожане, но и жители Суоярви. Глава Карелии тогда отмечал: люди все равно живут в Петрозаводске, но согласились переехать в Кондопогу. Логика может показаться странной, если не брать в расчет экономику. А экономику приходится в Карелии не просто брать в расчет. Она — во главе угла.
Проблема с расселением — не от небрежения властей (хотя иногда количество признанного аварийным жилья в районах шокирует). Дело в деньгах.
Официальная стоимость «квадрата» у застройщика в Петрозаводске — городе с самым активным строительством — еще недавно, до скачка ключевой ставки, составляла 80-100 тысяч рублей. Приобрести жилье на вторичном рынке у частных лиц тоже было трудно: желающих продавать квартиры по цене ниже рыночной в два раза не много.
Денег — на полквартиры
Не секрет, что еще в 2020 году на «квадрат» вторичной площади государство готово было потратить 40 тысяч рублей. В то время как реальная цена метра жилой площади уже тогда составляла 70 тысяч. В прошлом году квартиры пытались выкупать за 70 тысяч, что уже было огромным рывком, но цены уже успели уйти далеко вперед.
Не будем забывать о том, что приобрести «абы что» для переселенцев нельзя: к покупаемому жилью выдвигаются жесткие требования. Это позволяет, по идее, свести на нет риски как раз переселения из одного барака в другой. Но на практике просто делает реализацию программы переселения невозможной. В районах цены на недвижимость, безусловно, ниже. Но там и количество удовлетворяющего критериям вторичного жилья, и количество застройщиков, готовых на условия участия в программах по расселению, меньше.
Не все просто и с компенсациями. Еще летом прошлого года эти компенсации совсем не соответствовали ценам на рынке.
При всех этих сложностях еще в начале этого года на выполнение программы расселения представители власти смотрели как на задачу. То есть, имели вполне конкретное представление о том, как эту программу выполнять.
А что теперь?
Нацбанк начал поднимать ключевую ставку еще в прошлом году. На вопрос о том, не скажутся ли новые изменения на реализации программы, в Минстрое РК уверенно отвечали:
«На финансировании мероприятий по реализации региональной адресной программы (…) повышение ключевой ставки влияние не оказывает».
Этот ответ был дан редакции в середине февраля.
Вряд ли происходящее сейчас все еще «влияние не оказывает». За те дома, которые сейчас уже возводятся, пожалуй, можно не волноваться: материалы закуплены по старым ценам. А вот как будут обстоять дела с теми домами, которые строить еще только предстоит, не ясно.
Строительство жилья для расселенцев, не секрет, дело не самое прибыльное для застройщика. Дорого государство купить квадратные метры возможности не имеет. За счет дополнительные «коммерческих» квартир затраты компенсировать тяжело: не каждый покупатель пожелает селиться в доме с переселенцами из ветхого фонда. Да и, как правило, строится для бывших обитателей бараков жилье эконом-класса, не самое популярное на рынке.
Однако крупные компании берутся за возведение таких объектов. Причин тому несколько и одна из значимых (во всяком случае, часто озвучиваемая) — социальная ответственность.
А вот поставщиков стройматериалов убедить не повышать цену в связи с социальной ответственностью вряд ли получится.
КРТ как альтернатива
Возможно, одним из вариантов выхода из надвигающегося кризиса станет развитие механизмов комплексного развития территорий.
В районах Карелии об этом пока только слышали — хотя уже очевидно, что КРТ подойдет далеко не всем населенным пунктам. А вот в Петрозаводске первые движения в этом направлении уже сделаны.
Начиная с 2024 года по 2032 в городе с помощью заинтересованных застройщиков предполагается отстроить никак не меньше 180 тысяч квадратных метров жилья.
«Проектом планируется к расселению за счет средств инвестора более 3 000 жителей из 112 домов общей площадью более 40 000 кв. метров, признанных аварийными и домов, попадающих под критерии комплексного развития территории. Вместе с указанными территориями также поступают предложения по реализации механизмов комплексного развития территорий от строительных компаний. Каждое предложение рассматривается совместно с органами местного самоуправления, в том числе на предмет обеспеченности территории коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой», — отметили в министерстве строительства региона.
Однако есть нюанс. Застройщику на данный момент не слишком выгодно участвовать в проектах КРТ. Инфраструктура на развиваемых территориях зачастую требует колоссальных вложений. В профильном министерстве понимают и это тоже.
Удачна ли идея КРТ и дает ли она надежду для Карелии и Петрозаводска на расселение аварийного жилья, можно узнать только на практике, благо, первый проект уже запущен.
По всей видимости, в ближайшее время мы увидим в программе расселения аварийного жилья большие изменения. Возможно, они коснутся сроков. Более вероятным представляется вариант изменений в самих механизмах программы.
Просто свернуть программу, отодвинув на неопределенный срок, конечно, нельзя.
В Минстрое РК заверяют: «программу реализуем по плану, начали стройку в Пиндушах, оценки проводятся в каждом населенном пункте и по каждой конкретной квартире отдельно».
Количество аварийного жилья будет расти год от года. Оно уже растет. 11 марта на онлайн-совещании по развитию Петрозаводска глава Карелии Артур Парфенчиков заметил, что до конца следующего года в столице Карелии, например, предстоит расселить всего чуть более 400 квартир. Учитывая, что на улице Белинского в этом году планируется строительство еще одного многоквартирного дома для расселенцев, это действительно немного.
А вот в третий этап программы придется решать вопросы уже 675 домов.
«Предполагается строительство 54 многоквартирных домов», - предупредил губернатор.
Вопросы о том, как внешние обстоятельства и повышение цен на стройматериалы, валютные скачки скажутся на реализации программы в будущем, на данный момент не поднимаются.