Posted 15 марта 2022, 13:33
Published 15 марта 2022, 13:33
Modified 30 октября 2022, 21:28
Updated 30 октября 2022, 21:28
В ситуации, когда по соцсетям расходятся слухи о дефиците продуктов, а множество людей спешит закупиться впрок сахаром, солью и гречкой, трудно не поддаться потребительскому ажиотажу. Разобрать механизм возникновения искусственного дефицита мы попросили старшего научного сотрудника отдела региональной экономической политики Института экономики КНЦ РАН и председателя Общественной палаты Карелии Любовь Кулакову.
Медиапространство и соцсети сегодня стали ареной для психологических атак, и поэтому необходимо вдумчиво и разборчиво относиться к любой информации, считает она. Угроза продовольственного дефицита – один из мифов, и безусловно, эти слухи не соответствуют действительности. Если товаров недостаточно в магазине, это не означает, что их нет на складах.
«Это значит только одно: что некоторые покупатели сами создают такую ситуацию, не понимая, что они стали заложниками деструктивной информационной волны. Я сама как покупатель сейчас нередко вижу: утром на полках того или иного товара хватает, а к вечеру его раскупают. Создается искусственный спрос, когда люди покупают совершенно не нужные им в данный момент объемы продуктов, которые они не смогут потребить», – говорит Любовь Кулакова.
Ажиотажный спрос в свою очередь заново подстегивает слухи об исчезновении продуктов с полок магазинов, и эти слухи с новой силой начинают тиражироваться в соцсетях. Кроме того, искусственно созданный повышенный спрос влияет на цены:
«Это закон рынка: если есть такой спрос, то и цены будут расти. Надо понимать, что от нашего потребительского поведения тоже во многом зависит ситуация в экономике. Если мы успокоимся, все взвесим, не будем скупать товары впрок, это положительно скажется на стабилизации цен».
Запасов продуктов и товаров первой необходимости на складах предостаточно, и пополняются они регулярно, подчеркивает Любовь Кулакова, поэтому лучшей совет – приобретать именно то количество товаров, продуктов, которое вы покупаете обычно и не реагировать на слухи.
«Скупая товары впрок сверх необходимого и возможного потребления, люди искусственно создают ажиотаж «дефицита». Только задумайтесь, скупая товары в магазинах, завозимые со склада, люди «складируют» их в собственных квартирах, с каждым днем переплачивая за собственные действия по искусственно создаваемому «мифическому дефициту». Реального дефицита товаров нет!» – пояснила Любовь Кулакова.
Похожий ажиотажный спрос наблюдался в России в начале пандемии коронавируса. Но когда покупатели убедились, что продуктов и товаров первой необходимости достаточно, искусственно созданный спрос сошел на нет.
Ну, а для тех, кто предпочитает подсчеты эмоциям, добавим, что в России ежегодно производится до 6 млн тонн сахара, что полностью обеспечивает внутреннее потребление. Такая же ситуация с гречневой и другими крупами, макаронами, маслом – запасов этой продукции достаточно для того, чтобы закрыть потребности россиян.
© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт karelinform.ru обязательна. Полные правила
Сетевое издание «КарелИнформ». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74139 от 23 ноября 2018 г.
Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»
Главный редактор: Лузина Ольга Алексеевна
Телефон: +7 (499) 110-58-85 / +7 (985) 271-64-15
Электронный адрес: [email protected] / [email protected]
Адрес редакции: 109 044, Москва г, вн. тер. г. муниципальный округ Таганский, ул. Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14