Из ниоткуда: почему работа мусорного регоператора в Карелии вызывает сомнения

17 января 2022, 17:26
Конец 2021 года в Карелии отметился весьма неожиданным задержанием: в коррупционном преступлении заподозрили директора регионального мусорного оператора Ивана Новикова. Компания и раньше становилась центром «скандалов». Мы решили вспомнить прошлое предприятия и поразмыслить: что сомнительного в истории регоператора?

Дача взятки?

За несколько дней до Нового года по подозрению в коррупционном преступлении правоохранители задержали руководителя ООО «Карельский экологический оператор» (ранее — ООО «Автоспецтранс») Ивана Новикова. Пока официальной информации минимум: гендиректора регоператора подозревают в даче взятки и незаконном получении не представляющей к разглашению информации. По некоторым данным, речь идет о 200 тысячах рублей мзды работнику Единого информационно-расчетного центра Карелии.

Участники событий давать комментарии по факту произошедшего не спешат. Пресс-служба регоператора заявила, что информацией о задержании не располагает. Тем временем, в конце декабря петрозаводский горсуд избрал Новикову меру пресечения — его заключили под стражу на два месяца. В СИЗО директор компании пробудет до конца февраля.

Смена директоров?

Задержание Ивана Новикова — не единственная деталь, вызывающая сомнения в отношении деятельности регоператора. Начнем с того, что это уже не первый руководитель фирмы, который может подозреваться в совершении преступления.

С момента основания ООО «Автоспецтранс» сменил несколько руководителей. Нынешний директор Иван Новиков уже занимал данный пост ранее, однако в декабре 2018 года он принял решение об увольнении. На его место пришел Алексей Кузнецов — бывший главный судебный пристав по Приморскому краю.

В сентябре 2020 года руководитель вновь сменился — должность получил Евгений Мошников, который до этого был гендиректором регоператоров, предоставляющих услугу по обращению с ТКО в Великом Новгороде. Однако в августе 2021 года он был уволен: по информации нашего издания, Мошникова подозревали в хищении денежных средств. На посту его сменил москвич Павел Ларин. Однако уже в сентябре в кресло директора вновь сел Иван Новиков.

Интересно, что по данным системы СПАРК-Интерфакс, самым первым директором ООО «Автоспецтранс» была некая Елена Лазарева, в 2016 году пост руководителя занял Иван Новиков, а в 2017 году официальным директором стал Леонид Лиминчук.

Новое название

До начала всей «суматохи» с задержанием Новикова ООО «Автоспецтранс» внезапно решил провести ребрендинг. Теперь региональный оператор носит название «Карельский экологический оператор» («КЭО»).

Как пояснили в самой компании, из-за одинаковых названий ООО «Автоспецтранс» часто путали с подрядчиком, что стало проблемой. Другая причина: регоператор планирует не только перевозить отходы, но и стать звеном по их экологической утилизации.

Сомнительное появление?

Многие считают само появление компании довольно «сомнительным». ООО «Автоспецтранс» был основан в 2014 году и до 2018 года как будто ничем не занималось. Фамилии создателей компании нам ни о чем не говорят, уставной капитал составлял 10 000 рублей, а в штате числился всего один работник. В декабре 2015 года фирма получила лицензию на работу с отходами. А спустя еще год в состав ее учредителей вдруг вошла Корпорация развития Карелии, причем с долей в 90 процентов. Какую деятельность вел «Автоспецтранс» — неизвестно, но в государственных подрядах, которыми в основном кормятся фирмы его профиля, он не участвовал.

О существовании этой компании многим стало известно лишь в феврале 2018 года, когда фирма вдруг получила статус регионального оператора по обращению с отходами в Карелии. Этому предшествовал конкурс, организованный республиканским Минстроем. При чем ни одна из давно работающих в регионе фирм подобного профиля не подала заявку на участие — кроме ООО «Автоспецтранс», который и был признан победителем, как единственный участник.

Таким появлением оказалось недовольно ООО «Спецтранс» из Сортавальского района, которое обратилось с иском в Арбитражный суд. Предприятие просило признать недействительным февральское соглашение 2018 года, когда власти договорились с «Автоспецтрансом» об организации деятельности по обращению с ТКО. Как пояснил гендиректор «Спецтранса» Андрей Чайков, регоператор получил госоконтракт на десять лет, однако на тот момент решение не было согласовано с Минфином, тогда как чиновники могут согласовывать только договора с «заложенным» бюджетным финансированием — на один-три года. Более того, процедуру почему-то проводили дважды, из-за неких «технических причин».

«По нашему мнению, таким образом ООО „Автоспецтранс“ было обеспечено преимущественное право на осуществление деятельности. Более того, контракт сроком на десять лет предусматривал вывоз крупногабаритных строительных отходов с улицы Шотмана, 9».Гендиректор «Спецтранса» Андрей Чайков

По словам Андрея Чайкова, «Спецтранс» был готов выполнять функции регоператора, тем более что на территории Сортавальского района строился мусороперерабатывающий комплекс.

Между тем, по утвержденным правилам при заключении контракта будущий регоператор должен был убирать не менее 10 процентов отходов на территории республики, а также иметь соответствующую лицензию на обработку отходов. Говорилось и о сроке госконтракта в десять лет. В свою очередь, «Автоспецтранс» в конкурсной документации сообщил лишь о нескольких мусоровозах, находящихся в аренде, а по госконтракту не было ни счетов, ни актов выполненных работ, уточнил Андрей Чайков.

По мнению Андрея Чайкова, легитимность существования регоператора в республике, мягко говоря, находится под вопросом. Однако в июле 2021 года Арбитраж Карелии вынес решение, отказав истцу в удовлетворении требований.

Мутный оператор?

Спустя год после работы в Карелии «Автоспецтранс» попал в список 20 «мутных» регоператоров. Такой список компания с сомнительной репутацией составил Общероссийский народный фронт после проведенной проверки. Специалисты ОНФ выбрали 20 операторов, у которых минимальный уставной капитал — 10 тысяч рублей, ноль или один человек в штате, а также отсутствует прибыль за предыдущий период. В этот список попал и карельский региональный оператор.

«Это фирмы, которые были созданы под „мусорную реформу“. Они заключили подряды, но как без опыта, нужного штата сотрудников они будут работать, общаться с людьми и вести коммуникационную кампанию, непонятно. У нас возникают большие сомнения. Если наступит банкротство, то эти компании просто не смогут ответить по своим обязательствам». Руководитель Исполкома ОНФ Михаил Развожаев.

«Вопиющим» конкурс на определение регоператора в Карелии назвал и представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов:

«Имущество у них — стол и табуретка, а выиграли они конкурс на 29 миллиардов рублей по вывозу всего мусора», — заявил Иванов в интервью федеральному телеканалу. При этом чиновник не уточнил наименование организации в Карелии, о которой шла речь. Однако очевидно, что он имел ввиду «Автоспецтранс».

Учредитель из Чехии?

Еще один факт, который заставляет усомниться в работе регоператора: более половины уставного капитала предприятия отдано инвестору — «дочке» чешской компании.

В настоящее время 51,06 процента уставного капитала компании имеет ООО «МЦЕ Инвест Рус» (Петрозаводск) с гендиректором Владимиром Кваниным (к слову, бывший совладелец карельского отделения ОНФ, нынешний депутат ЗС). Фирма является «дочкой» чешской компании «МЦЕ Интернешнл», которая успела отметиться в России крупными стройками. Кроме того, инвестор уже предложил властям Карелии вложить в новый экотехнопарк в Прионежском районе: на месте свалки в Орзеге более 1,5 миллиарда рублей. К 2023 году рядом со столицей Карелии могут появиться мусороперерабатывающий комплекс и современный полигон для ТКО.

Остальная часть уставного капитала нынешнего ООО «Карельский экологический оператор» по-прежнему принадлежит Корпорации развития РК.

Отметим, процедура поиска инвестора для «Автоспецтранса» оказалась странно сумбурной: Корпорация развития устраивала конкурс дважды — с перерывом в пару дней. Причины отмены результатов первого конкурса остались неизвестными. На вторые торги заявились уже две компании, победу одержало «МЦЕ Инвест Рус».

Между тем, ООО «Автоспецтранс» сегодня имеет уставный капитал в 20433 рубля. А зарабатывает — более чем достаточно. Выручка в 2020 году составила более 1 млрд 52 млн рублей, чистая прибыль — 7 млн 20 тысяч рублей, доходы — более 2 млрд 20 млн рублей.

Причину того, зачем Автоспецтрансу понадобился учредитель из Чехии, еще летом прокомментировал глава Карелии Артур Парфенчиков. По его словам, власти пошли на такой шаг «специально»:

«Мы не решились отдавать это все, особенно на первом этапе, собственно, той организации, в чьей ответственности мы не могли быть уверены, — добавил Артур Парфенчиков. — Сейчас, понятно, нужны инвестиции, нужны серьезные вложения, поэтому пришел тот инвестор, который берет на себя определенные финансовые обязательства, и он их выполняет. Все эти сделки были проверены, в том числе, и контролирующими органами, и ФАСом… И по большому счету, здесь каких-либо вопросов нет… И мы уверены в том, что такая схема наиболее прозрачна, ответственна и наиболее прогнозируема».Глава Карелии Артур Парфенчиков

***

Несмотря на то, что к мусорному региональному оператору возникает много вопросов, предприятие вполне устраивает карельских властей. Компания продолжает заниматься обращением с ТКО. Чем обернется работа компании в республике и как продолжится история с арестом Ивана Новикова — покажет время.

#Екатерина Коломиец #Аналитика
Подпишитесь