На днях Северо-западное таможенное управление сообщило о том, что с 1 января 2022 года необработанные лесоматериалы хвойных и ценных пород из России будут экспортироваться только через железнодорожные пункты пропуска на госгранице, в том числе через ЖДПП «Люття» в Карелии.
Как сообщил нам источник, ведомство теоретически уже готовится реагировать на изменения транспортного потока необходимым образом, однако многое зависит от участников внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день у таможенников нет информации о количестве вагонов с необработанной хвойной древесиной, которые пойдут через «Люття». Основной товар, который сегодня идет через этот ЖДПП – окатыш и уголь. Однако, не имея данных о новых составах (а они формируются по заявкам и соответствующим уведомлениям), говорить об объемах дополнительной нагрузки крайне сложно.
К слову, о динамике объемов экспорта собственной необработанной древесины в Карелии в апреле прошлого года на профильном комитете в парламенте рассказывал министр природных ресурсов и экологии РК Алексей Щепин:
«Если говорить про экспорт в целом необработанных материалов, то по итогам 2020 года он составил у нас 712 тысяч кубометров, это в 3,2 раза меньше уровня 2006 года. Хвоя в этом объеме составила всего лишь 150 тысяч кубометров, это в 7 раз меньше, чем в 2006 году».
В основном, регион экспортирует лиственную древесину, березу, поскольку она не перерабатывается на территории Карелии. Общие же объемы же сокращаются ежегодно.
Добавим, сегодня федеральный центр также говорит о запрете на вывоз необработанной древесины с 1 января 2022 года, к которому регион, по словам Алексея Щепина, относится «абсолютно спокойно»:
«<...> что касается хвои, 150 тысяч «кубов», с учетом модернизации всех наших перерабатывающих производств, которые занимаются лесопилением, то мы с этими объемами легко справимся, они будут перерабатываться».
К слову, в Карелии также планируют создать крупный целлюлозно-бумажный промышленный кластер, с глубокой переработкой местной балансовой древесины.