Posted 7 декабря 2021,, 07:51

Published 7 декабря 2021,, 07:51

Modified 30 октября 2022,, 21:47

Updated 30 октября 2022,, 21:47

«Было тяжело»: как житель Карелии вернулся к привычной жизни после трагедии на работе

7 декабря 2021, 07:51
С 2000 года Фонд социального страхования осуществляет поддержку граждан, пострадавших на производстве. Андрей Сенчилин из-за несчастного случая на работе остался без ноги, но сейчас передвигается на современном протезе и не унывает. Рассказываем историю жителя Карелии и о том, чем ему помог ФСС.

Если человек получил травму на производстве и это подтверждено результатами расследования, лечение и реабилитация работника оплачиваются Фондом соцстрахования. Люди, работающие по трудовым договорам, должны понимать, что они застрахованы в ФСС и имеют право на целый комплекс различных мер социальной поддержки. Это единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата больничных листов, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Задача ФСС — полностью восстановить здоровье пострадавшего на производстве, вернуть его к полноценному труду.

Житель Карелии Андрей Сенчилин в результате несчастного случая потерял ногу. Сейчас, спустя годы после произошедшего, благодаря высокотехнологичному протезу он ведёт активный образ жизни. Несмотря на трагедию, он живёт, работает и радуется жизни.

«Пытался понять, как жить дальше»

Несчастный случай произошел в августе 2008 года на карельском предприятии. Андрей Сенчилин в то время работал электромонтером, обслуживающим устройства сигнализации, централизации и блокировки, и в его обязанности входил ремонт железнодорожных светофоров, обслуживание рельсовых цепей, стрелочных приводов и другое. В тот день житель Карелии вышел на работу, подменяя своего коллегу. Он, как это привычно бывает, отправился ремонтировать железнодорожный светофор, но этот ремонт обернулся для него ужасной трагедией.

«Я работал по одному пути, а стрелочный привод выдает два направления на движение поездов… Пока я стоял к станции спиной, дежурная перевела стрелку и, так вышло, что запустила на меня груженый состав с рудой. Я его не увидел и попал под поезд. Слава Богу, увидели мой жилет и включили экстренное торможение, поэтому поезд меня задавил, тормозя. Отполз оттуда я уже без ноги. Коллеги сразу нашли провод, перетянули ногу, вызвали скорую, меня отвезли в больницу и прооперировали», — вспоминает Андрей Сенчилин.

Более трех месяцев житель Карелии провел в больнице. После второй операции его отпустили домой. Передвигаться он пытался на костылях.

«Первое время я просто пытался понять, как жить дальше. У меня была супруга и четырехлетний сын, а также кредиты на квартиру, которые нужно выплачивать… После переговоров с руководством предприятия пришли к договоренности: год я восстанавливаюсь, а потом, после протезирования, мне вновь предоставляют рабочее место… Признали, что произошел несчастный случай. Но во всех несчастных случаях виноваты все стороны — в данном случае моя вина была минимальна, так как я соблюдал все правила безопасности кроме одного — я работал один. Это было запрещено, но из-за нехватки специалистов нас всегда отправляли работать в одиночку», — рассказывает Андрей Сенчилин.

По словам жителя Карелии, первое время было тяжело — семья находилась в подвешенном состоянии. У мужчины было два кредита, но повезло, что они были застрахованы — порядка 80 процентов погасила страховая компания.

«Я почему-то был сильно зол на всю ситуацию. Я всегда все делал сам и ни на кого не надеялся. А тут оказался обездвижен. После больницы я, наверное, килограмм на 20 похудел. Была такая слабость, что я элементарно не мог на костылях подойти к столу и налить чашку чая. Я даже не мог чашку в руках держать. Меня обхаживала жена, поддерживали друзья. В таких случаях сразу видно, кто друг, а кто нет. Все ненужные связи отпали сразу, и я благодарен за это», — делится Андрей Сенчилин.

У жителя Карелии было одно желание — побыстрее восстановиться и вернуться к привычной жизни. Он разминался, пытался передвигаться на костылях несмотря на то, что было невероятно тяжело.

Первые шаги и новые технологии

Как рассказывает Андрей Сенчилин, сразу после трагедии он начал взаимодействовать с отделением Фонда социального страхования. Жителю Карелии пояснили, что он имеет право на несколько мер соцподдержки — в частности, на бесплатное протезирование раз в два года.

Первый протез житель Карелии приобрел еще за свои деньги, но средство было самым простым — он практически не функционировал и не позволял спокойно передвигаться. Протез только сгибался, и закреплялся он за талию при помощи ремня. Мужчина часто падал, даже дома, но тем не менее он начинал ходить, что не могло не радовать.

После этого вместе с ФСС рассматривались другие варианты — более современные протезы.

«Мой первый протез от ФСС имел немецкие комплектующие, но изготавливался в Петрозаводске. Я протезировался и был доволен. По сравнению с первым учебным протезом — небо и земля. Я мог нормально и долго ходить. ФСС все оплатил, все вышло не затратно по времени, а специалисты очень хорошие. Тогда со мной работал реабилитационный менеджер, который меня курирует до сих пор. Это отличный специалист, никогда не откажет в помощи. Если появляется новая информация, всегда позвонит и сообщит. В этом смысле Фонд работает на твердую пятерку», - рассказывает Андрей Сенчилин.

Несколько раз житель Карелии протезировался в Петрозаводске, но он всегда мечтал о протезе с электронным управлением, который дает больше возможностей. Такое средство является дорогостоящим, но несмотря на это, Фонд соцстрахования нашел возможность предоставить такой протез Андрею Сенчилину.

«3-4 года назад мне сообщили, что ФСС готов протезировать меня таким средством. Объявили тендер, и я протезировался в Московской области — именно там, где протезируют нашу паралимпийскую сборную», — рассказывает житель Карелии.

По его словам, несмотря на то, что такие протезы выдерживают огромную нагрузку и почти никогда не выходят из строя, у его устройства отказала электроника через полтора года. Жителю региона нужно было отправляться обратно в Москву, чтобы отправить протез на диагностику в США — в России таких специалистов пока нет. Однако тогда Андрей Сенчилин уже работал и началась пандемия коронавируса, поэтому он решил с этим подождать и доходить на этом протезе.

Следующее протезирование мужчины было в этом году — он ездил в то же предприятие, только в новый филиал в Москве. По словам Андрея Сенчилина, у его мастера «золотые руки»: буквально за два дня мужчине собрали новое средство на его «узле».

«Буквально через 10 дней я уже отлично ходил на этом узле, очень нравится. Поменял на совершенно другую конструкцию — взял полицентрическую систему. Она не такая быстрая, но более устойчивая — вероятность падения практически приравнивается к нулю. Приехал домой опять довольный, как слон», — делится житель республики.

У протеза есть встроенный аккумулятор, которого спокойно хватает на шесть суток, и несколько режимов, которые можно устанавливать со смартфона. Например, можно выбрать режим обычной ходьбы. А если, предположим, необходимо подняться на стремянку и поменять лампочку, то можно «блокировать» ногу, и она становится «деревянной». Так нельзя упасть. Есть режим свободный — он используется для поездок на велосипеде. Имеются и другие функции.

Возвращение к работе

После трагедии житель Карелии работает уже 11 лет. Трудится он на том же предприятии в должности электромонтера. Андрей Сенчилин признается, что живет полноценной жизнью, ездит на машине, занимается делами на даче, ходит на рыбалку и в лес за ягодами.

«Я всегда был подвижным человеком и привык много ходить. Сейчас через столько лет, конечно, уже адаптировался. Бегать — не бегаю, но протез позволяет нормально функционировать, спокойно работать и заниматься многими делами, - делится житель Карелии. - В такой ситуации очень важно, когда есть люди, которые готовы тебя поддержать. Когда я лишился ноги, мне было почти 32 года, и такого в планах, конечно, не было…

«Получить помощь от государства реально»

Сейчас Андрей Сенчилин пытается информировать людей о том, что получить помощь от государства абсолютно реально. Сам он получает меры социальной поддержки через Фонд социального страхования. Каждые три года житель Карелии протезируется дорогостоящими высокотехнологичными протезами — только стоимость последнего составляет более 3,5 млн рублей.

Также житель Карелии воспользовался возможностью бесплатно получить высшее образование. До травмы он заочно обучался по специальности инженер-энергетик, но после трагедии пришлось взять академический отпуск. После этого он восстановился в учебном заведении, и почти четыре года ФСС оплачивал жителю Карелии обучение в университете.

Кроме того, каждые семь лет пострадавшим на производстве предоставляется автомобиль или денежная компенсация за самостоятельно купленную машину. Житель Карелии дважды выбирал второй вариант обеспечения, покупал необходимые ему транспортные средства и получал за них компенсацию от Фонда соцстрахования.

Также раз в год ФСС оплачивает санаторно-курортное лечение.

«Чтобы получить все эти меры соцподдержки, надо быть активным и узнавать про свои возможности — ведь люди многое даже не знают. Есть и те, кто не хочет это делать, не веря, что государство помогает. Возможно, не хотят возиться с бюрократией. Но ведь когда выделяются такие серьезные деньги, можно и по врачам походить и пособирать документы. Самому себе такой протез не оплатить», — заключает Андрей Сенчилин.

"