Posted 23 ноября 2021, 09:14
Published 23 ноября 2021, 09:14
Modified 30 октября 2022, 21:44
Updated 30 октября 2022, 21:44
В Петрозаводске закончилось обсуждение новой редакции Генплана. Этот документ определяет планировку и застройку территорий на ближайшие годы.
«Та редакция генплана, которая будет принята в итоге, позволит нам возвращаться к его редактированию более или менее регулярно: раз в полгода», - отметил на заседании комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генплан мэр города Владимир Любарский.
Сами изменения будут приняты только в следующем году, но тщательно запротоколированные результаты слушаний учтены в нем будут совершенно не обязательно. Поскольку все решения, на слушаниях принятые, носят рекомендательный характер.
Одной из самых конфликтных тем стало обсуждение появления на карте Петрозаводска новых жилых комплексов и домов. Если говорить о многоквартирной застройке, то активные горожане настроены против многих предложений застройщиков. Понять, почему на слушаниях прозвучало так много голосов против предложений застройщиков, легко.
Во-первых, горожане, которых и так все устраивает, на слушания не ходят. Таких, судя по всему, большинство. Даже мэр Петрозаводска отметил – интерес жителей карельской столицы к изменениям в Генплан низковат. Основную явку, в том числе, «мертвых душ» по доверенностям обеспечили главные интересанты – застройщики.
Практика эта не нова, и Владимир Любарский порекомендовал строительным фирмам воздержаться от подобных «профанаций» впредь, хотя и подтвердил – как-либо повлиять на ситуацию невозможно.
Сквер или дом?
Во-вторых, застройка в городе ведется точечно. Единственные точки, доступные застройщикам – на месте «условных» зеленых зон и в частном секторе. Петрозаводск за последний год так изрядно «полысел», что горожане относятся настороженно к любой строительной активности. Даже если сквер – это пятачок с тремя вялыми вербами. Обещаниям застройщиков, даже подтвержденным документами о намерении восстановить озеленение и высадить вокруг нового объекта дополнительные деревья, веры нет.
У городских властей – своя позиция. Администрация должна сохранять паритет: и поддерживая требования активистов от городского сообщества (пусть их позиция – и не позиция большинства), и делая разнообразные движения навстречу строительным компаниям.
Строительный бизнес в республике и Петрозаводске – это не только постоянные рабочие места. Во время локдаунов строители в Карелии без работы и без денег не сидели, что важно. Кроме того, застройщики – это еще и активное пополнение бюджетов.
«По итогам 2020 года поступление в консолидированный бюджет Республики Карелия налоговых платежей по виду деятельноcти «строительство жилых и нежилых зданий» составило 645 698 тыс. рублей или 2% от общей суммы поступлений налоговых доходов; по итогам 9 месяцев 2021 года - 570 662 тыс. рублей или 1,9%, - сообщили «КарелИнформу» в Минфине республики. - В Петрозаводском городском округе в 2020 году поступление в консолидированный бюджет Республики Карелия налоговых платежей по указанному виду деятельности составило 524 891 тыс. рублей или 3,7% от общей суммы поступлений налоговых доходов; по итогам 9 месяцев 2021 года - 480 414 тыс. рублей или 4,1%».
В нынешних условиях отказывать застройщикам по всем фронтам – очень недальновидно.
К тому же, как уточняют в строительных фирмах, жилищный рынок в республике не перегрет. То есть, Петрозаводск не Москва, жилье здесь в цене. Объясняется это просто: карельская столица постепенно подтягивает к себе жителей «отмирающих краев».
Петрозаводск – не Йоэнсуу
Создавать новые районы, не имея для этого ни ресурса, ни прав, застройщики не берутся. Коммуникации, школы и сады обойдутся настолько дорого, что жилье будет, по сути, недоступным по цене для рядовых горожан. Плюс - к отдаленным районам у петрозаводчан отношение соответствующее: квартиры есть, но куда отправить ребенка учиться? Не придется ли ехать утром на работу целый час?
Аукционов на продажу новых участков в Петрозаводске не было уже несколько лет, поэтому строительные фирмы выкупают все, что может быть застроено заново. А поскольку площадь таких участков, в отличие от цены, мала, строить приходится высотки.
Многие активисты, осуждающие те форматы застройки, которые предлагают в Петрозаводске сейчас, ссылаются на образ пятиэтажного, «почти европейского» тихого и зеленом города.
Советуют также обратиться к опыту соседствующей Финляндии. Якобы Суоми – та страна, на которую надо ориентироваться. Мы связались с Анной, бывшей петрозаводчанкой, перебравшейся на ПМЖ в Йоэнсуу.
«Тут порядок цен ну очень разный, можно и дом купить за 90 тысяч евро, а можно квартиру за 250 тысяч. Здесь тоже строят многоэтажки. Районы, где от пяти и выше этажей дома есть даже в Йоэнсуу. Ну и в Хельсинки тоже тенденция на многоэтажку в последние годы наблюдается».
При этом сравнить Финляндию и Карелию нельзя - во всей соседствующей стране жителей меньше, чем в Петербурге, а территория сопоставима с нашей республикой. Кроме того, финны предпочитают жизнь в тишине, уединении, выбирая частные дома или блок-секции, отмечает Анна. Соответственно, застройщики ориентируются на вкусы покупателей.
Не стоит забывать и еще об одном важном аспекте. При средней цене в 150 тысяч евро за квартиру (20-45 квадратных метров в зависимости от района, этажности и новизны жилья), средняя зарплата в Йоэнсуу – около трех тысяч евро. Плюс государство субсидирует проценты по кредиту при покупке первого жилья.
Конечно, это очень условные показатели: в Карелии, например, средняя официальная зарплата – выше 50 тысяч рублей. Но кто её реально получает?
Битва за вид из окна
Если внимательно изучить все самые конфликтные истории, в которых фигурируют застройщики и жители Петрозаводска, требующие соблюдения своих интересов, выявится закономерность: в основной массе активисты выступают против строительства высоток по соседству. То есть, защищают не интересы города, а свои, личные – на хороший вид из окна. Группами по 20-40 человек.
Большей части, согласно результатам явки на серию публичных слушаний, населения города, дела до новых домов нет. Но поскольку громче всего звучат мнения недовольных, складывается впечатление, что город протестует против застройки целыми районами.
С другой стороны, в последнее время множество решений об изменениях в облике города принималось без обсуждений. Горожане узнавали о них постфактум – по вырубленным деревьям, по парковкам вместо газонов.
Что же Петрозаводск получает в итоге? Стараясь соблюсти интересы и жителей, и застройщиков, и не нарушать хотя бы примитивной логики, город создает план из разряда «и нашим, и вашим». И горожанам, алкающим зелени, «пятиэтажности», возвращения к истокам, и застройщикам, желающим развернуться пошире и повыше.
При этом ряд важных вопросов, таких как, например, появление парковки на площади у вокзала, и вовсе на слушаниях не был озвучен. Хотя даже сбор предложений дал бы, возможно, городу ряд вариантов, предложенных самими петрозаводчанами.
Все только началось?
Окончательные решения, касающиеся Генплана, будут приниматься в кабинетах администрации. Горожане узнают о них только весной следующего года. Учитывая, как быстро и внезапно может поменяться замглавы города, ответственный за градостроительство и землепользование, предсказывать эти решения – дело неблагодарное. Однако очевидно: слушаниями работа над одним из главных документов карельской столицы не закончилась.
При этом в ближайшее время ситуация может серьезно измениться. Дело в том, что на Карелию наступает КРТ – комплексное развитие территорий. Этот проект, вполне возможно, потребует внесения новых – и куда более серьезных, изменений в городской Генплан.
Если застройщикам КРТ будет интересна (а скорее всего, так и будет), в городе, с одной стороны, возможно развитие таких районов как Зарека. С другой – властям предстоит вести серьезные переговоры и выстраивать новые отношения со строительным бизнесом, идти на уступки, что, вполне возможно, не найдет отклика у общественности.
Владимир Любарский же пообещал возможность редактировать Генплан каждые полгода. Изменит ли это сложившуюся ситуацию, а если изменит, то в какую сторону, предугадать сложно.