Согласно Государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году от Министерства природы и экологии РФ, Карелию нельзя считать одним из регионов с чистой водой, свежим воздухом. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Карельского научного центра РАН, Почётный учёный Европы Дмитрий Сергеевич Рыбаков. «Так, республика, – комментирует Дмитрий Рыбаков, –вошла в список 20 регионов, где на территории городских поселений отмечены случаи пятикратного превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе, встала на один уровень с Дагестаном и Чечней по количеству источников централизованного питьевого водоснабжения, находящихся в неблагоприятном санитарном состоянии (83 процента), вошла в пятерку антилидеров по микробиологической загрязненности почв на территориях детских учреждений и детских площадках». Карелия также обратила на себя внимание в связи с не отвечающим нормам уровнем шума от промпредприятий, увеличением по сравнению с 2010 г. показателем сброса сточных вод без очистки на 86,7 процентов и образованием отходов по всем видам экономической деятельности на 57,7 процентов. В результате республика возглавила группу субъектов РФ с наибольшим уровнем влияния комплекса санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья населения.
Угроза населению
На состояние здоровья человека как на главную составляющую при оценке воздействия предприятий на окружающую среду влияет ряд факторов: загрязнение, климат, общее состояние здоровья населения и т.д. Учет связей между промышленным загрязнением, климатом и здоровьем практически не ведется. «Надо менять отношение. Нужно называть причины, связанные со здоровьем людей. Нужно контролировать здоровье. Не только лечить, но и предотвращать заболеваемость», - говорит Дмитрий Рыбаков. Главными критериями оценки здоровья общества должны стать показатели заболеваемости, смертности и рождаемости. Как отмечает специалист, в Карелии за три последних десятилетия рождаемость ни в одном году не превысила смертность. С 2017 года показатель рождаемости в Карелии стремительно упал с 12,6 до 9,0 на тысячу человек населения.
Что «на бумаге»?
Костомукшский «Карельский окатыш», на базе которого располагаются сразу несколько компаний, заявляет, что готовится к установке сероочистительных конструкций, которые бы позволили работать экологически безопасно для окружающей среды. По заявлению пресс-службы компании, реализуется проект по фитоочистке сточных вод, а также вводят цифровые механизмы для ослабления нагрузки на природу– новая технология позволяет экономить мазут и снижать выбросы оксидов углерода и серы при обжиге окатышей.
На базе Сегежского ЦБК с 2019 года действует программа комплексной модернизации и реконструкции. В этот проект включается и модернизация очистных сооружений, чтоб снизить уровень влияния производства на окружающую среду, в том числе убрать неприятный запах в городе из-за работы комбината. По данной программе уже ведется работа по переустановке фильтров очистных сооружений.
Кондопожский ЦБК в рамках федерального законодательства обязан получить КЭР – комплексное экологическое разрешение. Для получения этого разрешения ЦБК собрал пакет документов и провел оценку воздействия на окружающую среду, результаты которой были озвучены еще в 2019 году. Выяснилось, что влияние на окружающую среду не превышает порог установленных нормативов. При этом в открытых источниках указано, что предприятие постоянно обновляет экологическую программу оснащения.
Щебеночный завод в Медвежьегорске принадлежит холдингу АО «ПНК». Компания ссылается на точное выполнение техники безопасности в заявлении о политике в области промышленной безопасности: обязуются эксплуатировать современное оборудование, следить за исполнением регламентов и нормативов, обучать сотрудников и специалистов в соответствии с нормами. Если меры на предприятиях принимаются, то почему все же есть проблемы?
Причины
В первую очередь это государственные приоритеты.
«В 2002 году принят хороший документ – Экологическая доктрина Российской Федерации, которая, к сожалению, не выполняется», – отмечает Рыбаков. Органы власти непостоянны: вводятся новые расчеты, нормативы и т.д. Сегодня в список мер по оздоровлению экологической обстановки включили получение КЭР. Механизм здесь следующий: производство получает разрешение, в котором учитываются экологические нормативы, а контролирующие органы опираются на заявленные цифры при мониторинге и получении отчетов. Не менее важна и финансовая составляющая – производству выгодно получить разрешение, ведь без него платежи за выбросы и сбросы отходов увеличиваются в 25 раз. Выходит, начало экологическому порядку положено? Контроль осуществляется? Не тут-то было. «Академик Алексей Владимирович Яблоков говорил, что предприятия занижают показатели», – отметил Рыбаков. У ученых есть методы, которые позволяют определять последствия таких занижений, но поскольку работать «за идею» готовы не все, то и цифры остаются на совести предприятий.
Пока предприятия сохраняют финансовое благополучие, страдает население. Главным минусом является отсутствие надежных данных о связи между загрязнением окружающей среды, климатическими изменениями, с одной стороны, и здоровьем человека, с другой. «Сейчас очень мало интересуются здоровьем человека, население должным образом не информировано об экологических и других рисках, а органы власти практически ничего не делают для того, чтобы изменить положение», – комментирует Дмитрий Рыбаков. Кто владеет информацией, тот больше защищен. Чем детальней изучено влияние экологических и климатических факторов на здоровье, тем легче управлять существующими рисками. Пока же многие проблемы ждут своего решения.