Стрельба в одном из корпусов Пермского государственного университета произошла утром 20 августа. Вооруженный человек в бронежилете проник на территорию учебного заведения и открыл стрельбу. Часть студентов и преподавателей закрылись в аудиториях, некоторые смогли покинуть здание — в том числе, выпрыгивая из окон. По последним данным, в результате ЧП шесть человек погибли, ещё 24 получили тяжелые ранения.
В настоящее время стрелок задержан: подозреваемым оказался 18-летний Тимур Бекмансуров, получивший оружие на законных основаниях. Незадолго до нападения он опубликовал пост на своей странице в соцсети «ВКонтакте», где рассказал о подготовке к стрельбе.
До вчерашнего ЧП произошла другая не менее страшная трагедия: 11 мая в Казани ученик пришел в школу и открыл стрельбу по детям и педагогам. В результате погибли семеро школьников и две учительницы, 24 человека пострадали. После такого ЧП «КарелИнформ» выяснил, способны ли образовательные организации сегодня хоть как-то предотвратить возможные трагедии. Оказалось, что в каких-то образовательных организациях республики за безопасностью следят специально обученные люди, а в других — обычные вахтеры. В Минобразования же всю ответственность за происходящее перекладывают на сами школы — мол, об этом говорится в федеральном законодательстве.
Таким образом, учебные заведения сами решают вопросы безопасности. Однако вариантов у школ совсем немного — либо «тревожная кнопка», либо вахтер. В первом случае есть проблема: даже при очень оперативной реакции на вызов драгоценное время может быть упущено, потому что в самом здании учебного заведения охрана не дежурит. Более того, школы предпочитают работать с Росгвардией, а у сотрудников вневедомственной охраны всегда немало других вызовов. С частными охранными предприятиями сотрудничают намного реже — их в Карелии не так много, да и требования к частным охранникам предъявляются очень серьезные.
Во многих школах республики дежурят вахтеры — но смогут ли они противостоять вооруженному человеку? Как рассказала директор Университетского лицея Петрозаводска Надежда Пекарчик, вахтерами в данной образовательной организации работают не «бабушки» и «дедушки», а, например, ветеран афганского конфликта, который в случае чего может оказать сопротивление. Однако сама школа находится на набережной Варкауса, и через ее территорию ходят те, кому нужно попасть на Московскую. То есть попасть на участок может любой желающий.
В некоторых школах существует пропускной режим, однако такая система работает далеко не во всех учебных заведениях. Как рассказало руководство одной из образовательных организаций Петрозаводска, пропускной режим частично получилось организовать с помощью своих же сотрудников, да и то только во время пандемии. Утром на входе дежурят библиотекари, которые измеряют детям температуру, заодно осматривая каждого ребенка и пропуская только «своих». Но что будет, когда пандемия закончится? И что, если «свой» решит принести оружие? Досматривать детей преподаватели не могут. Таков закон.
Как констатировал детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев, функциональные обязанности школьных охранников не прописаны ни в федеральном законе, ни в должностных инструкциях на местах. Остается сидеть на входе и просто смотреть? По мнению уполномоченного, помочь может институт так называемых «школьных полицейских». Как считает Сараев, должно быть принято решение о повсеместном обеспечении безопасности силами Росгвардии. За каждой образовательной организацией должен быть закреплен отдельный патруль.
«Сегодня же безопасность поставлена на коммерческие рельсы: если у школы есть деньги, она платит, если нет, то выкручивается, как может», — отметил Сараев.
Подробнее читайте в нашем материале: «Эхо охраны: кто и как защищает школы Карелии от смертельных ЧП».