«У нас в новой многоэтажке на Перевалке электричество отключают уже третий раз за неделю, - на днях обратилась в редакцию «КарелИнформа» жительница столицы Карелии. - Пенсионеры и мамы с детьми стонут: лифты отключаются, и многим приходится подниматься на пятый-десятый этаж пешком. И что дальше? Холодные и темные квартиры, за которые мы, между прочим, деньги платим???»
Недодали
Сложности косвенно подтверждаются и статистикой, которой располагают «сетевики». Данные за минувшие полгода еще не «подбиты», однако составить рейтинг на основе цифр АО «ПСК» можно.
«Аварийный» рейтинг муниципалитетов в 2020 году | |
Электросетевой участок | Аварийные отключения |
Прионежский (включая Петрозаводск) | 318 |
Сегежский | 139 |
Сортавальский | 120 |
Медвежьегорский | 114 |
Кондопожский | 92 |
Олонецкий | 84 |
Муезерский | 69 |
Лоухский | 68 |
Костомукшский | 41 |
Кемский | 37 |
Питкярантский | 36 |
Калевальский | 27 |
Динамика отключений в регионе прослеживается и по общим объемам недопоставленной из-за аварий электроэнергии. Если за весь прошлый год энергетики «недодали» 573888 киловатт-часов, то только за первые два квартала 2021 года – уже 343050 киловатт-часов.
Прямую зависимость между количеством жителей (а, значит, нагрузки на электрохозяйство) в муниципалитете усмотреть в этой таблице сложно. Однако очевидно, что перебои во многом зависят от плотности населения. Поэтому север, несмотря на сложный климат, оказался в конце списка, что, впрочем, не означает, будто там ситуация с сетями благополучна.
Назрело
В начале этого года вице-премьер по развитию инфраструктуры в регионе Оксана Чебунина заявила о том, что в Прионежье и Пряжинском районе число аварийных отключений резко выросло. «Причина» - индивидуальные жилые дома, которые отапливаются электричеством.
«Резкие» и длительные морозы привели к значительному росту потребления электроэнергии, а большинство аварийных отключений было зафиксировано ночью.
«Замеры, произведенные сетевыми компаниями, показали, что нагрузка большинства трансформаторных подстанций в дневное время составляет 70 процентов от номинальной мощности, а в ночное время – 130 процентов и более, - уточнила Оксана Чебунина. - В результате превышения потребителем проектной мощности подстанции происходит падение уровня напряжения в сети, выход из строя оборудования подстанции».
Тогда сетевикам пришлось срочно менять автоматику и трансформаторы, перераспределять мощности между подстанциями, что, по словам Чебуниной, должно было сократить число отключений.
Индивидуальное жилищное строительство сказывается и на Петрозаводске: существующие подстанции перестают справляться с нагрузками. Потому сегодня, по мнению специалистов, близлежащим подстанциям требуются, как минимум, новые мощности.
Власти рассматривают вопрос о строительстве дополнительной подстанции в Прионежье, которое обойдется казне где-то в 600 миллионов рублей. Но строить его собираются аж в 2025 году. Потому пока специалистам остается только перераспределять имеющиеся мощности.
Дело техники
Теперь чуть подробнее остановимся на многоэтажных новостройках. Например, на Перевалке, где, в том числе, работает стройкомпания «Сана». Один из специалистов с большим опытом работы на условиях анонимности поделился с нами «процедурными» подробностями, но сразу же отметил, что алгоритм применим к любому застройщику.
«Один из ключевых вопросов: каким образом энергетики умудряются подписывать договора технологического присоединения с застройщиками, когда заранее известно, что новый дом будет подключаться к какой-либо уже имеющейся подстанции? – рассуждает наш собеседник. – Понятно, что у любой подстанции есть резервы, но они исчерпаемы. И выглядит все так, что стройкомпании бегут впереди паровоза, нагружая систему, которая в итоге и начинает уходить в отказ».
Карельские чиновники по этому поводу обращались и в Ростехнадзор, и в прокуратуру, только нарушений найдено не было. Интересно, что теоретическая возможность схитрить есть: например, подключиться на 15 киловольт, а потом перейти на двухтарифную фазу с электрокотлом – и потреблять вдвое больше.
Проконтролировать такой маневр можно только при установке счетчиков и на сетях, и на доме. Дело затратное – да и жильцы за свой счет этого делать явно не должны.
Но не только счетчики волнуют жильцов городских новостроек. В одном из домов "Саны" на Перевалке перебои с электричеством приводят к тому, что из кранов пропадает горячая вода, а батареи становятся холодными.
«И воды в квартире нет никакой: видимо, потому что не справляются насосы, хотя тут я не специалист, - сетует наша читательница. - Сначала вода из-под крана течет кое-как, а затем смесители вовсе перестают работать. В кране не вода, а какое-то коричневое месиво».
Врезать по полной
Еще одна причина перегрузов, из-за которых страдают и жильцы новостроек, и жильцы «вторичек», - «нелегальные» подключения. В АО «ОРЭС-Петрозаводск» вспоминают об одном из обследований элеткросетей в петрозаводском многоквартирном доме, когда выяснилось, что в части квартир электричество идете по кабельному шкафу, а в другой части - почему-то через воздушную линию, которая и попала под отключение.
Правда, процент таких перебоев в общей доле не называется, а пока компания планирует очередную замену двух пятикилометровых «высоковольток» на Перевалке и по инвестпрограмме собирается построить новую линию – для резерва. Реконструкции линий предусмотрены также на Зареке, Кукковке, Сулажгоре, Соломенном и в частном секторе Древлянки. Новая подстанция должна появиться и на Старой Кукковке – для разгрузки существующих сетей.
В «ОРЭС-Петрозаводск» вспоминают и про падающие деревья, «электроимущество» и нормальное обслуживание, про которое ответственные организации в прежнее время забыли едва ли не на десятилетия. И заодно делят отключения на два вида – запланированные и аварийные.
Наш источник в одной из управляющих компаний Петрозаводска добавляет: линии могут страдать и из-за компаний, которые ведут рядом какие-либо работы.
«В прошлом году в центре Петрозаводска вырубило свет в нескольких домах, - говорит специалист. - Тогда из-за перенапряжения в сети и короткого замыкания на линии сгорела подстанция, пришлось переключать дома на резерв, что отняло много времени. На Кукковке тоже пришлось работать с кабелем, который кто-то закатал в бетон, помог резерв-дизель».
Как часы
От несогласованной работы властей, энергетиков, «управляшек» в темных домах сутками никто сидеть не должен, ежемесячно оплачивая счета за электричество.
«Об отключениях электричества, или, правильнее, «ограничении режима потребления электрической энергии» говорит постановление правительства РФ №442, - напоминает юрист Александр К. – Временное отключение по закону возможно, в том числе, из-за неисправного оборудования у потребителя и планового отключения, время которого, как правило, прописано в договоре электроснабжения».
Согласно постановлению правительства №354 от 6 мая 2011 года – «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», допустимая продолжительность перерыва при плановом отключении электроснабжения определена в 2 часа (если есть два независимых резервирующих источника питания) и в 24 часа – при одном источнике питания.
В случае аварии допустимые сроки перерыва также разнятся и зависят от так называемой «категорийности» электроснабжения. Жилые дома относятся ко 2 или 3 категории (в зависимости от числа квартир, этажности и т.д.). Например, для электроприемников 2 категории предусмотрено «время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады». Так или иначе, сутки – это максимум для подавляющего большинства случаев.
Свести счеты
Порядок действий прост, тем более что в «особо запущенных» случаях» (из-за перепада напряжения сломалась бытовая техника, начался пожар и т.д.) вы вправе требовать компенсацию.
- Закон о защите прав потребителей находится на вашей стороне, но при соблюдении ряда условий, - говорит юрист Александр К. – При нарушении качества коммунальной услуги следует сразу же сообщить в аварийно-диспетчерскую службу (или другую службу, которая указана исполнителем). Подойдут и телефонный звонок, и письменное обращение: желательно оба. Любое сообщение должно быть зарегистрировано и передано обслуживающей организации».
Но одного звонка может оказаться недостаточно: нужна фиксация факта отключения электроэнергии. Поэтому помимо устного заявление лучше продублировать обращение в письменном виде. Идеальный вариант - коллективная жалоба. Чем больше свидетелей инцидента - тем больше шансов на успешное (и, возможно, досудебное) разрешение спора.
При материальном ущербе обязательно вызываем в квартиру коммунальщиков и фиксируем повреждения. По итогам проверки составляется акт, один экземпляр которого остается вам. Не исключено, что специалисты будут настаивать на экспертизе. Если так – соглашайтесь. Результаты экспертизы станут весомым доказательством в суде и помогут взыскать соответствующие расходы.
Закон говорит о компенсации и морального, и материального вреда: чем подробнее будут расписаны все убытки, чем больше документов (чеков, договоров и т.д.) будет представлено – тем лучше.
Не забудем еще об одной «денежной» детали – перерасчете. Закон говорит о том, что за каждый час превышения перерыва электроснабжения плата за коммунальную услугу снижается на 0,15 процента от суммарного расчета за месяц (по приборам учета или нормативам потребления).
Поэтому можно составить акт о непредоставлении коммунальных услуг или об их ненадлежащем качестве. Подписываем его и помним о том, что за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами юрлицо рискует получить штраф – от 5 до 10 тысяч рублей. За более серьезные последствия (тяжкий вред здоровью и т.д.) коммунальщикам грозит уголовная ответственность.
***
Кабмин и энергетики уверяют: в Карелии есть схема развития электросети, а затраты на строительство новых подстанций в тарифы в наших квитках не входят. Все же есть федеральный максимум по той же индексации, превышать который нельзя. Но внезапная и чересчур долгая тьма «чревата» не столько рублями, сколько опасным дискомфортом. В том числе, для жизни. До случая?