Та часть Старой Кукковки, что именуется «частным сектором», и в погожий летний день производит удручающее впечатление.
«Это еще что, вы не видели, что у нас тут весной творится, - жалуется Евгения Константиновна, владелица половины дома на улице Ломоносова. – Грязь непролазная. Вокруг домов – сплошные помойки, дорог нет. А рядом тут у нас гостиница. К ней туристов везут, они подходят, интересуются, где тут магазин. А мне так стыдно, так стыдно за то, что они видят…».
Евгения Константиновна и ее старенькая мама, отметившая 91-летие, старожилы так называемого «частного сектора». Их «владения» - небольшой участок и половина деревянного дома без всяких удобств, соседствуют с роскошным трехэтажным теремом, обнесенным почти трехметровым глухим забором.
С другой стороны к дому подступает длинная панельная девятиэтажка, построенная еще тридцать лет назад. Тоже не лучшее соседство.
«С одной стороны у нас забор глухой, с другой – этот многоэтажный дом. Из его окон в наш огород чего только не летит. Как снег сойдет – смотреть невозможно. А соседи из девятиэтажки нами не довольны. Дым от нашей печки в их окна летит, нюхать не приятно. Одним словом – там город, тут - деревня», - сетует петрозаводчанка.
На вопрос о том, что мешает продать неблагоустроенную недвижимость и переехать с мамой в квартиру, хозяйка горько усмехается. «Я еще тридцать лет назад, когда рядом панельку строила, ходила к чиновникам. Мне ответили – не думайте даже ничего тут у себя строить-ремонтировать. Все равно вас скоро снесут, потому что тут – зона градостроения. Деньги. Мол, зря только потратите. Все говорили, ждите-ждите. Ну вот мы и ждали, когда нас расселят. А теперь кому я это продам? С таким окружением, с такими соседями, с такими условиями».
Есть и еще один вопрос – финансовый. Средняя цена похожих лотов на площадках объявлений - два-три миллиона рублей. За такие деньги можно купить только «однушку» в строящемся доме. И жить в ней всей семьей, потратившись еще на ремонт.
Подобных историй на Старой Кукковке – не счесть. Заборы, уныло подпертые досками, щелястые чердаки, вода из колонки. А вместо удобств – будочка дачного типа во дворе. Владельцы всего этого добра, среди которых – и мамы с малышами, и пожилые люди, и люди с проблемами здоровья, сами не всегда могут постоять за свои интересы.
Некоторые равнее?
На Старой Кукковке есть жилье не только одноэтажное. Есть и многоквартирные дома – помимо упомянутых панельных домов. Несколько лет назад один из застройщиков выкупил часть участков и начал строить многоэтажки.
Именно тогда Старая Кукковка и превратилась в землю раздора. Несколько высокопоставленных владельцев больших, крепких и очень дорогих частных домов (их стоимость специалисты оценивают в десятки миллионов рублей) усмотрели в соседстве с многоэтажками нарушение своих прав.
«У нас тут есть такая категория жителей, они не здешние, лет пять-семь назад начали покупать маленькие избушечки, а на их местах возводить себе высокие дома в целый участок. Очень интересно, как так выходило, конечно – снесли хибарку, а построили замок. Поставили заборы трехметровые, видеокамеры. Я знаю, что такие домовладельцы очень не хотят, чтобы тут строили многоэтажки. Они решают, чему здесь быть, а чему – нет. Они активно защищают свои права. А кто защитит наши права на нормальную жизнь? Мы живем, вроде бы, в демократическом обществе, а получается, что чьи-то права важнее? Почему нас не спрашивают, чего мы хотим?», - отмечает собеседница «КарелИнформа».
Все по правилам
Полтора года назад начались первые судебные разбирательства. Старокукковские активисты пытались оспорить законность строительства многоквартирников. Но пытались безрезультатно – новые дома строятся по всем требованиям, разрешения получены по закону, нормы на стройплощадках соблюдены, а территория на которой они появлялись, относилась к зоне многоэтажной застройки.
Тогда активисты попытались перевести окружающие кварталы в ту категорию, где можно строить только частные дома. Однако комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генплан города добро регулярно не давали. Несмотря на то, что защитники частного сектора напирают на «защиту исторически сложившейся частной жилой застройки», специалисты отмечают: расселение этой самой застройки предполагалось для ведения градостроительной деятельности.
Причина была одна – Старая Кукковка должна стать развивающимся районом. Где современное жилье, там и современная инфраструктура: поликлиники, дороги, садики. Причем таким районом Кукковка должна была стать еще больше десятка лет назад. Частный сектор, напоминающий нелегальные трущобы своей разномастностью, уже тогда был определен под снос.
Но за это время многое изменилось. Сейчас государство с громким скрипом занимается расселением аварийного фонда. До ветхого, тем более – частного, руки у властей пока не дошли. Да и средств на это нет.
Зато средства есть у застройщиков. И возможности. И даже желание. Выступая на заседании комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генплан города весной этого года, одна из строительных компаний, проявляющая самый живой интерес к Старой Кукковке, сообщила о выкупе участков у населения. И о том, что более 130 человек получили денежную компенсацию. Несовершеннолетним собственникам жилья были выданы в полное и безграничное владение однокомнатные квартиры в многоэтажных домах в том же районе или рядом.
Две стороны одной медали
«Так, участок в 10 соток стоит от семи миллионов рублей. За эти деньги можно купить в городе, к примеру, трехкомнатную квартиру. Или несколько квартир меньшей площади. «Вряд ли найдутся желающие приобрести за такую цену обветшалый дом, окруженный такими же. Мы выкупали дома, помогая их владельцам переехать в благоустроенное жилье. Другого шанса улучшить жизненные условия, вероятно, продавцам недвижимости пришлось бы долго», - значится на сайте той самой строительной компании, на которую пеняют активисты.
В самой компании показывают папку с заявлениями от собственников всевозможных «избушек» на Старой Кукковке. Есть и отдельные, есть и коллективные. Текст везде похожий: «Просим рассмотреть вопрос приобретения принадлежащих нам земельных участок». А дальше – ряды адресов с фамилиями. Среди желающих, как раз, много мам с детьми, пенсионеров. Тех, у кого нет денег на трехэтажный коттедж с забором. Тех, кто надеется только на застройщиков и готов не просто уехать из «кварталов индивидуальной жилой застройки», а бежать от печного отопления, воды из колонки, гнилых досок и мусорных куч на улицах.
Активисты, всеми силами пытающиеся уязвить застройщика, периодически идут в наступление. То собирают подписи, то приглашают мэра в гости. В строительной компании, занимающейся развитием микрорайона, говорят, что это – не более чем популизм и попытка провокации.
«Строительство ведется в рамках законодательства. Согласно всем нормам. На каждом объекте есть технический паспорт со всеми нашими данными, включая телефоны прорабов. Если у соседей есть опасения – мы всегда готовы идти на контакт, общаться, объяснять, помогать. Да, стройка – это не всегда самое приятное соседство. Но ведь эти трудности - временные». – отметили в строительной компании.
Крысиные дворики столицы республики
Однако своей позиции застройщик планирует придерживаться и впредь, поскольку его правота подкреплена законом.
«Специалисты в области градостроительства поддерживают необходимость развития Старой Кукковки, - прокомментировали в Nova - Происходящее – это попытка манипулирования общественным мнением, предпринятая состоятельными жителями микрорайона. Говоря о том, что развитие города нарушает их права, эти люди, кажется, забывают о том, что есть права и у окружающих. В подобных историях активно в преддверии выборов «отмечаются» депутаты разных уровней. Однако у любой медали всегда две стороны: стагнация и развитие. Интересы нескольких состоятельных горожан и интересы десятков обычных семей. Участвовать в решении социальных проблем – это часть работы строительных компаний. Строительство детсадов, проектирование социальных объектов, помощь в расселении ветхого жилья – это часть работы над улучшением облика Петрозаводска как региональной столицы».
Вообще интересна не только причина конфликта, но и его, скажем так, первооснова. За последние лет 10 в городе не проводилось ни одного аукциона по предоставлению под застройку большой территории. Это значит, что застройщики готовы брать любой участок. Даже самый маленький, даже странной конфигурации. Многие специалисты в области жилищного строительства отмечают – будь в Петрозаводске создана разумная схема размещения новостроек на перспективу, подобных ситуаций просто не было бы.
В России сейчас делаются первые попытки ввести в обиход так называемый «стандарт комплексного развития территорий». Его основная цель – «разработка и внедрение новых подходов к созданию городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей», говорится в пояснении к документу. Этот документ, кстати, рано или поздно доберется и до Петрозаводска. И тогда станет понятно, можно ли создать современную городскую среду в центре региональной столицы из покосившихся хибарок и ветхих избушек.