Приказано обеспечить
«Театр безопасности» - так в соцсетях окрестили происходящее жители республики. Власти же почти сразу заявили об «исчерпывающих мерах», которые должны быть приняты в школах и детсадах республики после ЧП в Татарстане.
«Директорам всех образовательных учреждений республики совместно с представителями органов местного самоуправления указано провести комплексную проверку объектов образования, принять исчерпывающие меры по усилению безопасности на данных объектах, а также провести соответствующую профилактическую работу с обучающимися, - сообщили в Министерстве. - Проверки будут организованы органами местного самоуправления совместно с руководством образовательной организации. В случае выявления нарушений образовательным организациям будут вынесены предписания по их устранению. Образовательная организация будет обязана их устранить в оперативном порядке».
Но что конкретно имеется в виду под этими мерами?
«В образовательных учреждениях есть так называемые паспорта безопасности, которые согласованы с силовиками, - на условиях анонимности пояснил «КарелИнформу» источник в Минобразования. – Насколько я понимаю, проверки должны выявить, насколько фактическое состояние безопасности соответствует этим согласованным паспортам. Скажем, если в школе установлена рамка металлоискателя, но она не работает, - это уже нарушение. Проверки должны организовывать учредители – муниципалитеты – и по итогу они должны отчитаться о результатах в ближайшее время».
Чуть позднее в пресс-службе Министерства нам уточнили, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности школ прописаны в соответствующих пунктах постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года:
«Постановлением определен перечень мероприятий, необходимых к проведению в соответствии с категорией объекта. Среди них - обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием, оснащение объектов системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии».
В школах также должны быть системы оповещения и управления эвакуацией (или автономные системы экстренного оповещения работников), а организации должны исключить «бесконтрольное пребывание» на объекте и рядом с ним посторонних. Автомобили тоже считаются.
Чья-то ответственность
Чиновники заверили, что без охраны не остается ни одно учреждение в республике. Только где-то за спокойствием следят специально обученные люди. А где-то – вахтеры… Пока же выглядит все так, что Минобразования (то есть, государство) всячески снимает с себя ответственность за происходящее. Аргумент тверд: читайте федеральный закон об образовании.
«Образовательная организация ответственна за содержание объектов образования в надлежащем состоянии, - говорится в комментариях одному из пользователей на официальной странице Артура Парфенчикова в соцсети. - Это включает в себя, в том числе и обеспечение антитеррористической защищенности и в целом сохранности жизни и здоровья участников образовательного процесса. Также отметим, что ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на устранение имеющихся предписаний надзорных органов у образовательных организаций. За счёт этих средств также обеспечивается необходимый уровень защищенности образовательных организаций».
В переводе на разговорный русский – разбирайтесь сами. Поэтому школам приходится решать вопросы безопасности самостоятельно. И вариантов, судя по полученным нами комментариям, всего два – либо «тревожная кнопка», либо вахтер.
Быстрота реакции
Пойдем по порядку. Кнопки экстренного вызова охраны петрозаводские школы устанавливают повсеместно, рассказал «КарелИнформу» источник в мэрии. Другое дело, что даже при искрометной реакции драгоценное время, скорее всего, будет упущено, ведь охрана в самой школе – не дежурит.
На частные предприятия сегодня особой надежды нет. Во-первых, на всю республику их наберется пару десятков. Во всяком случае, профильные пометы в реестре действующих юрлиц почти не встречаются. Во-вторых, к частному охраннику в школе предъявляются серьезнейшие (в том числе, лицензионные) требования, поэтому школы предпочитают работать с Росгвардией.
«В наши обязанности входит обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса, и мы ограничены в возможностях, - поделилась мнением директор Университетского лицея Петрозаводска Надежда Пекарчик. – И если бы все по-хорошему объединились, то, возможно, что-то бы сдвинулось с места. Меня, например, недавно по этой теме отчитала дочь. Отвечаю ей: у нас кнопка есть, Росгвардию по экстренному вызову мы можем вызвать запросто. У меня есть вахтеры: это не бабушки или дедушки. Один, например, – ветеран афганского конфликта, который в случае чего может оказать сопротивление, профессиональный подполковник, спецназовец, работает заместителем по безопасности».
В лицее есть и тревожная кнопка: причем когда сотрудники приезжают по вызову разговор, бывает, сворачивает в «профилактическую» и даже правоприменительную сторону. Например, с требованием закрыть калитку в заборе, чтобы на территорию не мог попасть любой желающий, а нарушителя можно было наказать. Хотя бы рублем.
Тот же Университетский лицей находится на набережной Варкауса. С одной стороны – заброшенная спортшкола, потенциальный источник опасности, на который никто не обращает внимания. К тому же, через территорию ходят те, кому нужно попасть на Московскую или на Варкауса. А закроешь калитку – сломают.
«По звонку мы можем оперативно закрыть школу, никого не пустить, навести свои порядки, - добавляет Надежда Пекарчик. – Можем сделать и пропуск, чтобы, например, ребенок показал на входе ярко-красную карточку – и было понятно, что он наш. Это обыденные, но важные мелочи, которые мы можем реализовать. И вроде бы многое можно предусмотреть: но ведь кто захочет гадость сделать, все равно найдет способ».
На своих
В еще одной петрозаводской школе признаются: пропускной режим частично получилось организовать с помощью своих же сотрудников. Утром, до учебы на входе дежурят… библиотекари. Да и то – на период пандемии нового COVID-19, когда есть по-своему формальная причина для дополнительной работы.
«Два библиотекаря приходят к половине восьмого утра, проводят термометрию и заодно визуально осматривают каждого ребенка, пропуская только своих, - рассказывает сотрудник школы. – Но что будет, когда пандемия закончится? Нужны же люди. А мы даже не имеем права дотрагиваться до чужого ребенка, что уж говорить о досмотре его личных вещей. Так что в этой части мы очень слабы. И давайте говорить откровенно: даже если в школе есть замдиректора по безопасности, за дополнительную и ответственную нагрузку ему доплатят полставки оклада. А в некоторых школах – и на четверть ставки. Какой мужик будет работать на девять тысяч рублей с окладом?»
Родителей же привлечь невозможно: безопасностью по штатному расписанию должен заниматься квалифицированный работник.
«Мне недавно сказали: собирайте с родителей деньги и ставьте солдатов, - вспоминает собеседник «КарелИнформа». – Между прочим, брать за такое плату с родителей – уголовная ответственность, поэтому давайте решать проблемы совместно, на уровне государства. А говорить о том, что нам нужно сделать внутри школы… Мы и так знаем, как это можно сделать: и учителей поставим, и учебники перетрясем, и портфели. Только законными такие меры – не будут».
Не та коммерция
С ограничениями в работе школьных охранников согласен и уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев. Более того, их функциональные обязанности не прописаны ни в федеральном законе, ни в должностных инструкциях на местах. Остается сидеть на входе и просто смотреть? А пресловутые рамки? Сегодня в лучшем случае - это «счетчик пересечений», полагает обмудсмен.
Однако решить недостаток кадров можно. По мнению уполномоченного, помочь может институт так называемых «школьных полицейских».
К обеспечению мер комплексной безопасности в образовательной организации есть определенные требования: так или иначе они выполняются, - говорит Геннадий Сараев. - Но мы сегодня понимаем, что вахтеры не являются серьезным препятствием для человека, который принял решение совершить преступление. На мой взгляд, здесь однозначно должно быть принято решение о повсеместном обеспечении безопасности силами Росгвардии. Сегодня же безопасность поставлена на коммерческие рельсы: если у школы есть деньги, она платит, если нет, то выкручивается, как может».
За каждой образовательной организацией должен быть закреплен отдельный патруль (или пост) – и в данном случае решение напрашивается само собой.
«Недавно мы говорили о школьном враче, профильный законопроект уже принят Госдумой в первом чтении. Если мы понимаем, что школьный врач – это человек, который обеспечивает оказание медицинской помощи в школе, то за безопасностью детей должны следить подготовленные люди».
Психология и полиция
Кто в таком случае может быть школьным полицейским? По мнению детского омбудсмена, ориентироваться следует на подразделения по делам несовершеннолетних:
«Если в каждой школе будет кабинет по делам несовершеннолетних, где, в том числе, будет проводиться работа по профилактике правонарушений, это позволит своевременно реагировать на противоправные действия со стороны учеников».
Другое дело, что сегодня в таких подразделениях работают всего 66 человек - на всю республику. Из них 22 – в Петрозаводске. Поэтому на помощь школьному полицейскому может прийти психологическая служба.
«Отдельный вопрос - обеспечение психологического комфорта детей, которые находятся в школе, - рассуждает детский омбудсмен. - У нас есть школьные психологи – по одному на тысячу человек. Но нужна целая психологическая служба, которая обеспечит взаимодействие всех заинтересованных специалистов - логопеда, коррекционного педагога, того же школьного полицейского».
Работы, впрочем, еще много, тем более что польза от уже действующих «ограничений» - вроде ограждений и турникетов – сомнительна.
«Забор, который, извините меня, ни от кого не спасет; турникет, который только мешает в случае, если возникнет пожар, при необходимости быстрой эвакуации… - добавляет Геннадий Сараев. - Сегодня в какой-то степени помогают системы видеонаблюдения, но они тоже установлены далеко не во всех школах. Поэтому сегодня нельзя сказать о том, чтобы мы приняли все исчерпывающие меры для того, чтобы у нас дети были в безопасности в условиях того жестокого информационного потока, который идет на людей. А то, что мы сегодня сделали детскую безопасность финансово зависимой – грубейшая ошибка».
Без оружия
Пока власти делегируют вопросы ответственности, жители Карелии продолжают сигнализировать о проблемах. В комментариях на странице главы РК Артура Парфенчикова в соцсети то и дело встречаются тревожные сообщения.
Одни пишут о неработающих рамках с металлодетекторами, другие – о «неработающих воротах» в одной из петрозаводских школ. К слову, вспоминают и пропускную систему, говоря о том, что пропуска у детей толком и не спрашивали.
«Ставьте будки у входа в школу и туда не просто охрану, а именно военнослужащего человека с оружием! – пишут комментаторы. - А то заходи в школу, толкни "охрану" бабулю или цыкни ей, и она под стойку сядет, за сердце ухватившись!!!»
Эмоции-эмоциями, но к решению проблемы надо подходить взвешенно. И быстро. В этом смысле показательны ответы главы РК Артура Парфенчикова посетителям на своей странице.
«Я готов выслушать Ваши предложения по способам предотвращения подготовленного вооружённого нападения на школу или детский сад, включая прилегающую территорию, где часто концентрируется большое количество детей, - полагает руководитель региона. - <…> Такие случаи необходимо предотвращать <…> Представьте, если мы наполним все детские учреждения людьми с оружием, сколько детей будут страдать и гибнуть в результате несчастных случаев? Как бы ни инструктировали, не следили - все равно и оружие оставят без присмотра, и патрон в патроннике. Это оружие среди детей! Среди пацанов! Поверьте мне - это большая проблема - вооруженный человек в общественном месте».
***
Выходит, «вооружиться» надо профилактикой. Только ее сегодняшние результаты пока видны «вооруженным» глазом. Во многом виновата и негативная информационная повестка, которой сегодня с лихвой хватает в Интернете, резюмируют эксперты. А появление новых ограничительных мер может привести к прямо противоположному результату.
Другое дело, что за эмоциями в сторону ушел другой вопрос – об обороте оружия. Вот уж чем властям, по мнению наблюдателей, теперь стоит заняться вплотную…