Части без целого
«Система действует уже несколько последних лет: в управляющие компании и организации одномоментно направляются письма с призывом участвовать в акции, - сообщили «КарелИнформу» в пресс-центре мэрии. – Под действие акции попадают и подвалы, и мусорные площадки, и различные производства, что тоже немаловажно. В целом же такие мероприятия проводятся регулярно: несколько лет назад было заказано большое исследование, ученые ПетрГУ изучали популяции крыс и рекомендовали проводить дератизацию два раза в год – в апреле-мае и в сентябре».
При этом ответственность за такую работу с контейнерными площадками в городе поделена примерно поровну между мэрией и самими жильцами. Но если сами жители с «управляшками» еще договориться могут (об этом мы поговорим ниже), то кто следит за крысами на «чиновничьих» помойках?
«Часть площадок находится на городской территории, часть - на территории многоквартирных домов: и в первом случае этим должен заниматься МУП», - предположили в мэрии. - Администрация выступает организатором акции: и смысл состоит в том, чтобы эффективно и в один момент провести дератизацию, чтобы крысы не бегали из одного конца города в другой».
Молчание – не золото
В таком случае от организатора перейдем к исполнителям, одним из которых в Петрозаводске является МУП «Автоспецтранс» - как один из «субподрядчиков» регионального оператора ООО «Автоспецтранс». Как часто «дератизируются» городские помойки? И сколько денег на это тратится? Ответ руководства компании несколько озадачил:
«Без комментариев, до свидания», - отрезал в коротком разговоре с корреспондентом «КарелИнформа» заместитель директора МУПа Владимир Кускичев.
Отсутствие мнения – тоже мнение, но почему муниципальное предприятие не спешит раскрывать свою позицию по общественно значимой теме? Может, потому что за расходы муниципалов на дератизацию в итоге оплачивают жильцы?
Разумеется, на Официальном портале госзакупок «крысиных» тендеров у «Автоспецтранса» нет и не должно быть: муниципальное предприятие, по сути, было и остается коммерческим. А, значит, теоретически может включать в свои тарифы хоть какую-то часть условной прибыли. Финансовые же результаты работы МУПа находятся в открытых источниках.
В 2019 году МУП заработал более 4,6 миллионов рублей чистой прибыли с приростом в 73,1 процента. В 2020 году результат скромнее: 5,2 миллиона рублей чистой прибыли (13,22 процента плюсом к 2019 году). Так или иначе – счет выручки идет на сотни миллионов рублей в год, причем за последние три года цифра неуклонно растет.
Запахло «паленым»
Так или иначе, на городских контейнерных площадках в последние годы работало не только МУП. К тому, что мы сегодня имеем, могла привести и недобросовестная работа частников. Как «КарелИнформу» сообщил руководитель регионального центра НП «ЖКХ Контроль» и депутат Петросовета Дмитрий Данильев, многие «мусорные» тендеры в городе в течение последних лет на профильных тендерах забирало ООО, которое еще в 2019 году «засветилась» в сводках Следкома.
Тогда правоохранители (и, соответственно, СМИ) сообщили о том, что в 2017 году индивидуальный предприниматель оказывал услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий и сбору опасных отходов - при этом, не имея спецплощадок для размещения тех же медицинских отходов.
В итоге опасные отходы от медучреждений оказывались на обычных городских помойках, за что предприниматель получил два с половиной года лишения свободы условно. Впрочем, журналистам он пояснял, что с приговором не согласен, поскольку у медорганизаций, которые в итоге и сообщили в Следком, претензий к нему не было.
Между тем, руководство могло использовать крысиную отраву не от известных производителей, а… собственного производства, предполагает Дмитрий Данильев. Этим также может частично объясняться сегодняшняя эффективность в борьбе с грызунами. Вернее, ее «плоды».
Слишком общее питание
Дегтя в крысиную бочку добавляет и общепит, которому попросту выгодно относить свой мусор на чужую помойку, говорит эксперт. В финансовом смысле.
«Еще один фактор, который существенно влияет на дислокацию крыс, - это расположение небольших контейнерных площадок, где пищевые отходы выбрасываются в общедомовые контейнеры, а не утилизируются отдельно, - уточняет Дмитрий Данильев. - Таких очень сложно поймать: сотрудники выносят мусор в обычной одежде, от обычных граждан их не отличить. А свои контейнеры в итоге наполняются меньше, ведь то или иное предприятие заключает отдельный контракт с ООО «Автоспецтранс» - по повышенному тарифу».
Остатки еды – а ведь на нее бегут крысы – могут в общие «придомовые» контейнеры скидывать и жители многоквартирных домов. Только куда деваться тем, в чьих домах, например, просто нет мусоропроводов? Жильцам тех же «хрущевок» остается выносить мусор в общую кучу. Одним из выходов может стать организация отдельной и крытой контейнерной площадки. Только согласятся ли на дополнительные денежные траты жильцы – большой вопрос.
В любом случае, грызуны прекрасно адаптировались к сегодняшним реалиям: если дезинфектор приходит в подвал, они уходят на контейнерную площадку. И наоборот. То есть, пересиживают «беду». Выход видится лишь в одновременной и масштабной дератизации.
«Мероприятия надо проводить одновременно, и такая практика существует, - говорит Дмитрий Данильев. – Кроме того, по заказу администрации несколько лет назад проводилось научное исследование, и специалисты ПетрГУ изучали вопросы популяции городских крыс (а она, кстати, намного ниже, чем в том же Париже). Ключевое предложение – принципиально новый подход к организации площадки. Сегодня бетонная плита брошена на землю, а под ней вырыты норы: это для крыс очень хорошая защита. По мнению специалиста, пространство под плитой заполнять крупным щебнем, который будет неудобен для рытья нор».
Без скоплений
Вернемся на землю и поговорим о другой стороне «крысиной войны» - на уровне управляющих компаний и жильцов. В этом случае у ответственных и активных жильцов есть немалые шансы надолго забыть про хвостатых.
«Большинство контейнерных площадок –зона ответственности «Автоспецтранса», но в ситуации все не столь однозначно, - говорит Александр Смирнов, первый зампредседателя Госкомитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору. - Мы понимаем, что крысы скапливаются на контейнерных площадках, а уже оттуда попадают в подвалы, подъезды и технические подполья. Но бывает всякое: Петрозаводск имеет разный жилфонд. Есть дома, признанные аварийными, с антисанитарией. Но хочу подчеркнуть, что к нам обращений жителей по поводу грызунов, которые находятся в местах общего пользования и по которым вы выдали предписания о дератизации, с начала года поступило всего четыре».
Инспекторы проверили придомовые территории и места общего пользования, за которые отвечают управляющие компании, и нарушений не выявили: скопления крыс зафиксировано не было. Кроме того, «управляшки» предоставили акты о выполненной дератизации – а она должна проводиться по правилам и нормам технической эксплуатации жилфонда (№170) и постановлению правительства РФ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (№ 290).
«Управляющие компании обязаны постоянно проводить эту работу, по мере выявления грызунов, - добавляет Александр Смирнов. - В упомянутых четырех случаях акты были предоставлены за подписью жителей: соответственно, оснований для принятия мер дисциплинарного реагирования у комитета не было».
Так или иначе, за плохую работу с крысами управляющая организация может получить крупный штраф: статья 14.1 КоАП РФ (она говорит о нарушениях лицензионных требований) предусматривает от 250 до 300 тысяч рублей штрафа. В отдельных случаях «управляшке» грозит более скромная сумма - 125 тысяч рублей. Но никак не меньше.
По всем направлениям
Что же делать жителю, если он заметил животное, которое, к слову, может являться и источником опасной заразы? Если это территория дома, то все дороги ведут в управляющую компанию, уточняют в в Госкомитете РК. Быстрота ответной реакции зависит от добросовестности «управляшки», но медлить закон тоже не позволяет. Заодно – следует обратиться в мэрию.
«В большинстве случаев владельцем контейнерных площадок является администрация, - добавляет Александр Смирнов. – В Петрозаводске мало таких объектов, которые закреплены за придомовой территорией, а обязанность по их очистке возложена на управляющую компанию».
Эксперт Дмитрий Данильев, в свою очередь, предлагает такой алгоритм: если крысы живут в подвале, то отвечать за них будет УК, если на контейнерной площадке – то администрация. Но разве можно простому смертному выяснить, где живет грызун?
«Если крыса живет в подвале, то она там и бегает, - поясняет Дмитрий Данильев. - Если животное замечено на территории контейнерной площадки, значит, ее гнездо где-то рядом. Крыса практически никогда не покидает гнездо дальше, чем на двадцать-тридцать метров».
Цена хвоста
За что же мы платим? Ведь в случае с «управляшками» дератизация однозначно включена в тариф по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Наши квитки за коммуналку такой строчки, как правило, не содержат, но нужную информацию получить всегда можно.
«Все необходимые мероприятия включены в стоимость тарифа на жилищные услуги, - на условиях анонимности поясняет сотрудник одной из управляющих компаний Петрозаводска. – Наша управляющая организация системно, дважды в год травит крыс в подвальных помещениях, на что предусмотрены деньги. У каждой из компаний суммы чуть разнятся, у нас это выходит около десяти тысяч рублей в год. В работы входят не только дератизация, но и дезинфекция помещений – подвалов, территорий общего пользования. В квитанции отдельной строкой эти расходы вы не увидите, но они есть в тарифной сетке – при ежегодном утверждении тарифов на содержание жилого имущества».
Сказанное подтверждает и первый зампредседателя профильного госкомитета РК Александр Смирнов:
«Все заложено в содержание общего имущества: у собственников есть договор управления с приложением, к которому прописан полный перечень работ и услуг, входящих в обязанность управляющей организации, взимающей соответствующую плату. Все эти расчеты и тарифы прозрачны и должны представляться по первому требованию собственника».
***
Выходит, итоги бесконечной борьбы с крысами в Петрозаводске зависят только от нас самих? Логично – если учесть, что платить за чистоту приходится из своего кармана. Другое дело, что сколько-нибудь положительных результатов от дератизации сегодня не видно.
С одной стороны – палки в колеса «ставит» пресловутая система муниципальных контрактов, по которой время от времени работают чиновники. С другой стороны, эти же чиновники затем с готовностью вспоминают о «рамках договорных отношений», которые не позволяют выставить дополнительные условия исполнителям (в тех случаях, когда помойки убираются «по подряду»). А заодно – наказать.
Частично эту работу на себя берет жилнадзор: по словам руководителя ведомства, сегодня проводятся рейды по осмотру придомовых территорий – «на предмет соблюдения обязательных правил и требований». В том числе, проверяются и контейнерные площадки, где ситуация – «не сильно утешительная».
Но не капля ли в море? Судя по сообщениям горожан – да. А кто подкармливает крыс – хочет он этого или нет – смогут застыдить разве что «фотоловушки» у помоек. На людей, а не на крыс. О таком новшестве, кстати, недавно сообщили в Минприроды РК. Можно пойти еще дальше. Доска позора?