Posted 21 марта 2021, 07:49
Published 21 марта 2021, 07:49
Modified 30 октября 2022, 20:56
Updated 30 октября 2022, 20:56
Нехарактерный январь
О возможных проблемах с топливом страна заговорила в начале года, когда к концу января стоимость бензина марок АИ92-95 рванула вверх сразу на 6-6,6 процента. Аналитики предупредили о вероятном историческом рекорде, а Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить объемы производства и нарастить отгрузки в стране.
Эксперты особо отмечали, что для января ситуация нехарактерна, причем тревожная динамика наблюдается на фоне роста альтернативы экспорта, спровоцированного снижением экспортной пошлины. Ощутимый «вклад» в ситуацию внесло и повышение акцизов.
Кроме того, объемы предложения на внутреннем рынке оказались ниже показателей прошлого года, а запасы бензина сократились до минимума последних лет.
Глобальные топливные сложности не могли не сказаться на розничных ценах. Тем более что уже к концу января 2021 года индекс потребительских цен на автомобильный бензин в целом по стране за месяц вырос на 1,0 процента, а за год — на все 3,3 процента.
В свою очередь, индекс цен производителей (на товар для реализации на внутреннем рынке) за месяц подскочил сразу на 8,5 процента, а по сравнению с январем 2020 года — на все 9,7 процента. Причем потребительские цены в январе в среднем по РФ превысили цены производителей в 2,2 раза.
Вынужденный компромисс
В кабмине РФ со статистикой не спорили, но заявили со всей ответственностью: цены на бензин в 2021 году темпы инфляции не обгонят. Как сообщал зампредседателя правительства РФ Александр Новак, за минувший год цены на бензин АИ-92 увеличились не более чем на 2 процента.
В числе факторов, которые влияют на ситуацию, назывались и колебания оптовых цен, и конъюнктура нефтяного рынка, и текущие объемы спроса-предложения. Особо отмечалась и роль демпфера, который, напомним, властям пришлось вводить в 2019 году, после резкого подорожания бензина на фоне роста нефтяных котировок.
Ранее властям пришлось договариваться с нефтяниками о заморозке цен, что в условиях рыночной экономики (а, значит, невозможности профильных ограничений) было сделать довольно сложно.
Многочисленные совещания завершились компромиссом: нефтяники согласились не «обгонять» темпы инфляции в обмен на дополнительные деньги из бюджета — в том случае, если цены на мировых рынках окажутся выше внутренних.
Впрочем, к расчетам по демпферному механизму у сторон по-прежнему остаются вопросы, связанные, в том числе, с ростом расходов бюджета на антикризисные меры из-за пандемии нового COVID-19, нацпроекты и прочие насущные задачи. Пока же нефтяники и государство пытаются найти компромисс, а за результаты в прямом смысле расплачиваются автомобилисты.
Позднее кабмин РФ вернулся к теме и решил поправить формулу, чтобы «улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора», а розничные цены оставались на уровне годовой инфляции. По словам Александра Новака, давление на оптовый рынок нефтепродуктов снизилось, а власти уже готовят законопроект о демпферном механизме, который должен стабилизировать цены на автозаправках.
Бензин познается в сравнении
Пока власти и бизнес пытаются договориться, посмотрим, что сегодня творится с ценами на бензин на карельских АЗС. Крупный интернет-каталог российских АЗС, который может наполнить информацией любой пользователь, предупреждает о возможных неточностях, но стремится к формированию как можно более полной картины. Дополнительным источником контента также служат сайты профильных компаний.
АИ-92 | АИ-95 | ДТ | АЗС |
44,35 | 47,90 | 51,00 | Газпромнефть — п. Вяртсиля, а/д «Олонец — Питкяранта — Вяртсиля» (А130) |
48,90 | 49,90 | - | Альпиойл — п. Лоухи, Р21 (396-й км), справа (в Мурманск) |
46,00 | 49,10 | 52,15 | ТНК — п. Ледмозеро, а/д Ледмозеро-Костомукша, 1-й км |
46,00 | 49,00 | 51,95 | Роснефть — г. Пудож, ул. Комсомольская, А119, слева |
45,80 | 48,90 | 51,95 | Роснефть — г. Беломорск, ул. Октябрьская |
45,80 | 48,90 | 52,15 | ТНК — г. Кемь, шоссе 1-го Мая |
45,60 | 48,80 | 51,85 | Роснефть — Р21, 755-й км, справа |
45,60 | 48,80 | 51,95 | Роснефть — п. Пушной, Р21, 796-й км, слева |
45,30 | 48,40 | 52,05 | Роснефть — г. Медвежьегорск, ул. Повенецкая, д. 1, А119, справ |
45,00 | 48,10 | 51,65 | ТНК — д. Верховье, Р21, 283-й км, слева |
44,40 | 47,70 | 51,25 | Роснефть — г. Кондопога, Р21, 472-й км, слева |
44,10 | 47,40 | 50,75 | ПТК — г. Петрозаводск, ул. Университетская, 1 |
44,10 | 47,40 | 50,75 | Роснефть — г. Петрозаводск, Лососинское шоссе |
44,10 | 47,40 | 50,75 | Роснефть — г. Сортавала, Выборгское шоссе, 91, А121, справа |
44,10 | 47,40 | 50,75 | Роснефть — а/д «Олонец — Питкяранта — Вяртсиля» (А130), слева |
44,10 | 47,40 | 50,75 | Роснефть — а/д «Олонец — Питкяранта — Вяртсиля» (А130) |
44,10 | 47,40 | 50,75 | ТНК — г. Лахденпохья, ул. Советская, 36 |
46,00 | - | 52,15 | ТНК — п. Муезерский, а/д Муезерский — Реболы, 1-й км |
В онлайн-базе данных есть информация и о средних ценах за последние два месяца: литр 92-го бензина к 8 марта оценен в 44,99 рубля (к 18 января — 44,42 рубля), литр 95-го — в 48,08 рубля и 47,62 рубля, литр ДТ — в 51,37 и 50,82 рубля соответственно.
Бывает дороже
Но как на фоне «потребительской» статистики выглядит статистика официальная, пусть и средняя в целом по республике? По данным Карелиястата, в январе 2021 года, например, литр бензина стоил 46,07 рубля: в том числе, АИ-92 — 44,40 рубля, АИ-95 — 47,71 рубль, дизельное топливо — 50,79 рубля. В структуре СЗФО — показатели не самые «дорогие».
Регион | Бензин автомобильный | АИ-92 | АИ-95 | Дизельное топливо |
Республика Карелия | 46,07 | 44,66 | 47,73 | 50,79 |
Республика Коми | 45,73 | 44,51 | 46,78 | 49,78 |
Архангельская область | 45,57 | 44,16 | 47,78 | 50,61 |
Вологодская область | 46,03 | 44,68 | 47,31 | 50,98 |
Калининградская область | 49,21 | 46,33 | 49,30 | 50,01 |
Ленинградская область | 46,90 | 43,99 | 47,23 | 49,38 |
Мурманская область | 48,58 | 46,10 | 49,15 | 53,72 |
Новгородская область | 46,88 | 43,58 | 46,47 | 49,16 |
Псковская область | 46,78 | 43,60 | 46,75 | 49,48 |
Санкт-Петербург | 47,32 | 44,21 | 47,80 | 49,48 |
СЗФО | 46,98 | 44,40 | 47,71 | 50,48 |
За неделю, с 8 по 14 марта текущего года, статистики имеют такую «отчетность»:
Регион | Бензин автомобильный | АИ-92 | АИ-95 | Дизельное топливо |
Петрозаводск | 46,50 | 45,29 | 47,89 | 51,03 |
Сыктывкар | 46,02 | 44,80 | 47,06 | 49,80 |
Архангельск | 45,95 | 44,42 | 48,24 | 50,96 |
Вологда | 46,89 | 45,61 | 48,07 | 51,67 |
Калининград | 49,77 | 47,08 | 49,85 | 50,52 |
Ленинградская область | 47,70 | 44,72 | 48,10 | 49,68 |
Мурманск | 49,15 | 46,71 | 49,71 | 54,17 |
Великий Новгород | 47,31 | 44,00 | 46,87 | 49,48 |
Псков | 47,40 | 44,12 | 47,42 | 49,93 |
Санкт-Петербург | 47,86 | 44,75 | 48,32 | 49,80 |
СЗФО | 47,56 | 44,99 | 48,28 | 50,89 |
Неделей ранее Петрозаводск в подобной таблице «показал» 46,38 рубля за литр автомобильного бензина в целом, 45,10 рубля — за литр 92-го, 47,87 рубля — за литр 95-го и 50,99 рубля — за литр дизтоплива.
Цифры говорят о том, что резких скачков — как в положительную, так и в отрицательную сторону — в самом деле, нет. Выходит, что ситуация в самом деле стабилизировалась? Спросим у экспертов.
«Отчаянное сопротивление»
Опт всегда «тянет» за собой розницу, а в случае с нефтяным бизнесом (как и с любым бизнесом), многое зависит от эффективности и «от настроения нефтяных компаний», напомнил «КарелИнформу» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
«Да, действительно, розничные цены растут, но пока растут в пределах инфляции, — поделился мнением эксперт. — И, честно говоря, сегодня нет фактов, которые могут говорить о том, что будет по-другому. Скорее всего, рост будет, но в пределах инфляции: если будут приняты какие-то серьезные меры по наведению порядка, если так можно выразиться, на оптовом рынке. Оптовые цены с конца декабря у нас выросли почти на двадцать процентов с конца декабря и вплотную приблизились к розничным, а в некоторых регионах даже превысили розничные».
Отсюда — рост розничных цен. И этом смысле можно говорить о кризисе в розничном бизнесе, поскольку многим приходится работать в убытки, что чревато разорением, закрытием или переходом на продажу суррогатных видов топлива.
«Рост оптовых цен связан с тем, что у нас в этом году, во-первых, выросли акцизы в очередной раз, вырос налог на добычу полезных ископаемых в связи с введением налогового маневра и с экспертной пошлиной, — поясняет Евгений Аркуша. — А снижение пошлины вместе с ростом акцизов привело к тому, что экспортный паритет стал выше наших внутренних оптовых цен. Так как для нефтяных компаний поставка топлива на внешний и внутренний рынок — это бизнес, который работает по своим принципам, то он должен быть „равнодоходным“. Если выгоднее экспорт, значит, товар уходит на экспорт».
Январское сокращение объемов производства и переработки нефти спровоцировало рост цен, на что моментально отреагировали регуляторы.
«Были приняты определенные решения, даны рекомендации по увеличению объема продаж, объема производства и объема продаж на бирже, — вспоминает эксперт. — Впоследствии были приняты решения о корректировке демпфера, чтобы улучшить эффективность нефтепереработки. Но, к сожалению, пока мы не видим решительных результатов в этом направлении, потому что объемы продаж вроде бы и выросли на бирже, но нефтяники отчаянно сопротивляются любому снижению биржевых цен».
Бесконечная история
Что интересно, страна сталкивалась с подобной ситуацией еще пятнадцать лет назад, когда нефтяникам и государству также пришлось договариваться о взаимной выгоде. Поэтому эксперты надеются, что накопленный опыт поможет справиться с проблемой дня сегодняшнего.
«Следующая неделя будет очень показательной, — говорит президент Российского топливного союза. — Мы надеемся, что оптовые цены все-таки снизятся, что обеспечит хоть минимальный маржинальный доход в розничной торговле. Если этого не случится (хотя я, конечно, не могу делать точные прогнозы), то ситуация будет очень сильно „давить“ на розницу, которая начнет расти, чего очень бы не хотелось».
По мнению экспертов, выйти из существующих «тисков» можно двумя путями — экономическим и административным. Прежде всего, регуляторы могут создавать экономические стимулы и работать с налогами, экспортными пошлинами, демпферами и т. д. Главное — чтобы внутренний рынок был привлекательнее внешнего.
Вместе с тем, топливные компании о происходящем в СМИ пока практически не выступают. Но «КарелИнформу» удалось получить осторожный комментарий одного из опытных работников местной АЗС, который уверен, что «энергетического кризиса», о котором говорят журналисты, — сегодня нет в принципе.
«Во-первых, в стране нет дефицита топлива, логистика работает, как часы, просто автолюбители сегодня вынуждены ждать, пока нефтяники и чиновники хоть о чем-то договорятся, — на условиях анонимности высказался специалист. — Но клиенты наших АЗС напряжены, это да. Каждый раз гадают, сколько будет стоить литр после очередной заправки. Недавно приезжал один мужчина на дорогой машине, мне потом сказали, что он какой-то крупный чиновник: так даже он спрашивал у наших, что будет с ценами? Я спрашивал о том же у нашего руководства: мне сказали, что оптовики борзеют, но с ними работают».
***
Опрошенные нами эксперты задают риторический вопрос: как могут образоваться «топливные» сложности в стране, где в принципе нет дефицита топлива? Ведь речь во многом идет о том, чтобы «отрегулировать отношения» опта с розницей.
Однако, по информации нашего источника, близкого к нефтяному бизнесу, ни один «топливник» не станет отказываться от маржи в угоду потребителей. И в этом смысле бензин в чем-то похож на так называемые «товары первой необходимости».
Поэтому откровенно диктовать нефтяникам условия государство вряд ли сможет. Или не захочет: в этом смысле вынужденный спрос не формирует предложение.