Posted 17 января 2021, 08:45

Published 17 января 2021, 08:45

Modified 30 октября 2022, 20:57

Updated 30 октября 2022, 20:57

Год без мигрантов или какие сферы лишились иностранных работников в Карелии

Год без мигрантов или какие сферы лишились иностранных работников в Карелии

17 января 2021, 08:45
Фото: Медиахолдинг1Mi
В период пандемии коронавируса поток мигрантов в России значительно сократился и Карелия не стала исключением, что подтверждает статистика. Появилась ли из-за этого нехватка трудовых ресурсов и как вообще живут иностранцы в республике, в каких условиях и где работают — узнали подробности.

Мигрантов меньше

Как рассказала начальник управления по вопросам миграции МВД Карелии Татьяна Жураховская, в течение 2020 года в регионе наблюдалось уменьшение въездного потока иностранцев. Так, по сравнению с 2019 годом снижение составило 80% (с 360 до 70 тысяч). В прошлом году на миграционный учет было поставлено более 12 тысяч иностранных граждан, а годом ранее эта цифра составляла почти 40 тысяч.

Сейчас в Карелии живут по разрешению на временное проживание около 900 мигрантов, а по виду на жительство — более 1700 граждан. В республике находятся в основном иностранцы из Узбекистана (19%), Таджикистана (18%), Беларуси (8%), Украины (7%) и Азербайджана (6%), въехавшие в Россию до начала пандемии.

Как считают в управлении, наиболее существенно на миграционную ситуацию в Карелии, как и во всей России, повлияли ограничительные меры из-за пандемии коронавирусной инфекции, ведь были закрыты границы. Более того, как поделилась директор миграционного центра ПетрГУ Людмила Ермакова, до 31 декабря 2020 года Карелия не выдавала патенты тем гражданам, кто въехал на территорию России после 16 июня.

«Именно в Карелии их не принимали ни в миграционном центре, ни в управлении по вопросам миграции МВД республики. Соответствующее распоряжение действовало до 31 декабря 2020 года, продлено оно не было. Если сейчас к нам придет гражданин, который въехал в страну после 16 июня, мы его примем», - пояснила Людмила Ермакова.

Она добавила, что сам миграционный центр не работал после введения режима самоизоляции в апреле до сентября. В это время всех мигрантов принимало исключительно управление МВД. Однако даже с сентября в центр приходят только на переоформление патента на работу. Новых мигрантов пока что нет.

«За весь год именно миграционным центром было принято 794 человека, что, конечно, очень мало», — добавила директор миграционного центра.

Как получают патент?

Обычно патент на работу в России нужен для иностранцев, которые приехали по безвизовому режиму: из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Азербайджана или Беларуси.

Теоретически патент бесплатный и выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Однако потратиться всё же придётся, ведь мигранту необходимо пройти медицинское обследование, оформить медстраховку и сдать платный экзамен на знание языка.

Для получения патента в Карелии иностранец должен лично или через миграционный центр ПетрГУ обратиться в управление по вопросам мигрантов МВД республики с пакетом документов: заявлением, фотографиями, страховым медицинским полисом, документом об отсутствии опасных заболеваний, подтверждением владения русским языком, основами законодательства и истории России. Срок оформления патента — до 10 рабочих дней.

Кем работают?

По данным начальника управления по вопросам миграции МВД Карелии Татьяны Жураховской, чаще всего мигранты трудятся в сфере строительства, транспортных услуг, общественного питания, дорожной отрасли и камнеобработки. Оформлялись также разрешения на работу в таких отраслях как лесное хозяйство, деревообработка, артисты балета, медицина, производство алкогольной продукции или кондитерских изделий.

Больше всего иностранцев приезжает работать Петрозаводск (более 50%), Сортавалу (13%) и Костомукшу (8%). По словам директора миграционного центра ПетрГУ Людмилы Ермаковой, нередко мигранты трудятся в Сортавальском районе, где находится зоопарк — там иностранные граждане ухаживают за животными.

«Также, как я понимаю, в Сортавальском районе находятся дачи и загородные дома жителей Санкт-Петербурга. И там некоторые мигранты работают садовниками или сторожами, — пояснила Людмила Ермакова. — Однако большинство иностранных граждан у нас трудятся подсобными рабочими».

Бывает так, что иногда работодатели сами обращаются в миграционный центр, привозя несколько мигрантов — будущих сотрудников. Иногда, наоборот, работодатели ищут работников из числа мигрантов и сообщают о вакансиях в центр. При этом сами иностранцы зачастую приходят оформлять патент на работу, совершенно не определившись, кем и где они хотят трудиться.

«Иногда мигрант приходит оформлять патент и когда мы заполняем заявление, спрашиваем по какой профессии он будет работать. И частенько слышим в ответ „я не знаю“. Мы им помогаем определиться», — рассказала директор миграционного центра.

Почему подсобные рабочие?

Как рассказала Людмила Ермакова, мигранты выбирают именно такие сферы, так как большинство приезжает без высшего образования. Устроиться на другие специальности им нелегко, особенно если нет отличного владения русским языком.

«У некоторых есть среднее специальное образование, у кого-то и высшее — но их мало, по пальцам можно пересчитать. В основном едут молодые и сразу после окончания школы. Только исполнилось 18 лет, получил аттестат и через месяц уже у нас. Говорят, надо зарабатывать, а дома работы нет, - отметила Людмила Ермакова. — Есть единицы, кто параллельно учится. В прошлом году был молодой человек, который поступил заочно и работал по патенту. Некоторые говорят, что собираются поступать в училище, но все же таких мало».

Поэтому мигранты, не имеющие специализированного образования, зачастую идут в те сферы, в которых есть свободные вакансии. А такими как раз и являются всевозможные строительные работы, сферы сельского хозяйства и другие. Россияне идти трудиться туда просто не хотят, поэтому рабочие ресурсы заполняются именно мигрантами.

Многие предприниматели сами признаются, что местные жители не стремятся приходить в такие сферы даже за увеличенную зарплату — ведь работать нередко приходится не в самых комфортных условиях и в больших количествах. Наши граждане в трудовом плане крайне немобильны и очень ценят свой статус. Многие будут жить впроголодь, на деньги родственников и займы в микрофинансовых организациях, но ни за что не пойдут на «непрестижную» работу. Тем более, что на месте мигранта работать придётся много: в среднем по 10 часов в сутки шесть дней в неделю, а иногда и все семь. При этом ни для кого не секрет, что при такой нагрузке иностранцы получают на порядок меньше, чем россияне. Час работы мигранта стоит в 1,5 раза меньше часа работы местного жителя.

В то же время возникает парадокс: идти на места мигрантов россияне не спешат, однако сами боятся иностранцев и считают, что они отбирают у них работу. К такому выводу пришло исследование РОО «Центр миграционных исследований», проведённое в 2014 году. Доклад 2019 года Организации экономического сотрудничества и развития подтверждает уверенность россиян в том, что мигранты вытесняют местных жителей с рынка труда. Вообще страх потерять работу из-за конкуренции с мигрантами типичен для многих стран, но особенно сильно проявляется в тех государствах, где население имеет низкие доходы.

Рабочей силы стало меньше?

Сейчас в стране из-за снижения количества мигрантов образовался острый дефицит рабочей силы. Уже 50 регионов страны заявили о нехватке сотрудников на стройках, им не хватает 190 тысяч работников. Всего же, по данным МВД в России, вместо традиционных 9-11 млн мигрантов сейчас осталось 6,3 млн человек.

Тем временем россияне не горят желанием вскочить с печи и помчаться на заработки вместо освободивших вакансии иностранных граждан. По оценке hh.ru, только 3% соискателей готовы пойти заниматься тяжёлым физическим трудом на стройплощадки и в сельское хозяйство. Минстрой даже внес в правительство законопроект об упрощенном въезде мигрантов: чтобы легально попасть в Россию, достаточно будет просто купить патент. Однако остальные заботы — постановка на миграционный учёт, обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля, проведение тестов на коронавирус и оформление трудовых отношений должна на себя взять принимающая сторона. Проще говоря, проблема не так легко решаема.

Согласно данным Карелиястата, в период пандемии в 2020 году в республике снизилось количество рабочей силы. Так, если в конце 2019 года было зарегистрировано 284,1 тысячи работников, то в первом и втором кварталах 2020-го — уже порядка 273 тысяч занятых. Не исключено, что на такую статистику повлиял отток мигрантов.

При этом в управлении по вопросам мигрантов МВД нехватку рабочих ресурсов из-за снижения потока иностранцев отрицают. По данным ведомства, доля привлекаемых иностранных работников от численности работающего населения составляет чуть более 1%. Однако отметим, что это лишь официальная информация.

«Влияния иностранных работников на социальную обстановку в населенном пункте их проживания либо осуществления трудовой деятельности, а также негативного отношения к ним со стороны местного населения не зафиксировано», — сообщила начальник управления Татьяна Жураховская.

Работодателей наказывают?

Один процент мигрантов от численности работающего населения — это лишь официальная статистика МВД. Стоит понимать, что некоторые работодатели рискуют и принимают на работу иностранцев без оформления. Зачем это делается, предположить не трудно — во-первых, не нужно никаких дополнительных затрат на иностранного сотрудника, во-вторых — можно платить не официальную зарплату. Таким образом, за условные «копейки» предприятия получают сотрудника, который готов «пахать» без выходных.

Таких работодателей периодически «ловят» и наказывают. К примеру, в 2020 году за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы привлекали к административной ответственности более 270 работодателей, из них около 120 — за привлечение к трудовой деятельности иностранцев при отсутствии у них разрешений на работу либо патентов.

При этом, если работодатель каким-то образом «обманул» мигранта в части выплаты заработной платы, здесь специального контроля нет.

«Федеральный государственный контроль за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации не предусматривает контроль доходов трудовых мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов», - заявили в управлении по вопросам миграции МВД Карелии.

Нередко штрафуют и самих иностранцев. В 2020 году было выявлено около 1000 административных правонарушений. За нарушение режима пребывания к административной ответственности привлечено более 550 иностранных граждан и лиц без гражданства и около 300 — в сфере осуществления трудовой деятельности.

Преступность?

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, говоря о мигрантах, — это преступность. Многие россияне переживают не только за то, что иностранцы «отнимут» у них работу, но и за свою безопасность. Трудовые мигранты в глазах большинства — потенциальные преступники. В новостях нередко попадаются криминальные хроники с участием приезжих из стран Средней Азии. При этом мало кто задумывается, сколько преступлений совершается гражданами России.

Согласно данным Генпрокуратуры, в 2019 году только 3,5% преступлений совершили лица без гражданства РФ. Более того, 2/3 таких преступлений — это кража продуктов с одеждой в супермаркетах и проблемы с миграционным учётом. Шанс серьезно пострадать от трудового мигранта близок к нулю. Случаи вроде задержания женщины из Узбекистана с отрезанной головой ребёнка — это страшные исключения, никак не характеризующие миллионы иностранцев, проживающих в России.

В управлении по вопросам миграции МВД Карелии также рассказали о том, что мигранты в республике не влияют на криминальную статистику.

«На криминогенную обстановку на территории Карелии мигранты существенного влияния не оказывают. Доля противоправных деяний, совершенных мигрантами, от общего массива преступлений находится в пределах 1%», - отметили в ведомстве.

***

В 2020 году количество иностранцев в Карелии значительно сократилось, что, несомненно, могло вызвать нехватку рабочей силы в самых востребованных среди мигрантов сферах. Каким в этом плане окажется 2021 года и займут ли рабочие места мигрантов россияне — покажет время.