Пару лет назад в Петрозаводске начали формировать требования, касающиеся вывесок. Главным образом – вывесок, расположенных в центре города. К 2018 году проспект Ленина больше походил на проспект рекламный. Что только не «вываливали» предприниматели на потенциальных клиентов – маникюры, поношенное платье, еду, деньги взаймы, товары для взрослых, лекарства по скидкам. Все это – разномастное, пестрое, смущало.
Смущало и горожан, и туристов. С таким главным проспектом претендовать на статус города, в который не стыдно друзей пригласить, сложно. Именно для того, чтобы как-то усмирить всю эту вакханалью, и были разработаны требования к вывескам. В Петросовете и мэрии говорят: горожане много жаловались на облик города. Так что власти пошли навстречу чаяниям электората. А чуть позже заговорили о «дизайн-коде» города и архитектурной концепции.
А судьи кто?
Часть требований оказалась вполне разумной: не крепить вывески к лепнине, не «лепить» их слишком высоко, на уровень третьего этажа, не монтировать вывески надувные, с музыкой и дискотечными огнями.
Но были требования весьма странные. Например, в них значится, что «вывески не должны наносить ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада». Кто определяет – наносит ли урон дизайн вывески дизайну фасада? Или вот: «не допускается вертикальный порядок расположения букв в текстах» - почему? Чем горизонталь хуже вертикали?
Есть требования и к вывескам, размещенным на «исторических» фасадах в центре города. Историческая ценность во многом определяется годом постройки. Почему именно ею? Понятно, что ни один здравомыслящий предприниматель, дорожащий имиджем, не будет устанавливать вывеску в трех сантиметрах, к примеру, от мемориальной доски. Но каждое ли старое здание – действительно ценность?
Вопросов у предпринимателей было много. А ответов – мало. Власти Петрозаводска утверждают – работа над требованиями велась очень долго. В ней принимали участие специалисты от рекламы, архитекторы, чиновники…Однако часть бизнесменов, которые имеют заведения, магазины, фирмы в центре удивляются: а почему же не пригласили к обсуждению тех, кому эти самые вывески предстояло менять? Чиновники говорят: предпринимателей приглашали, и у мэрии с ними было все: и диалоги, и обсуждение и даже принятие предложений.
Не слушать, а делать
Опровергая это, около 50 предпринимателей из Петрозаводска обратились в суд. Сначала – в Верховный карельский, потом – в апелляционный в Петербурге. Последний постановил: требования нельзя использовать.
Почему? Потому что вопросы, касающиеся установки вывесок, это вопросы благоустройства. И решать их спонтанно, даже при поддержке рекламщиков и архитекторов, городские власти не имеют права. Подобные решения принимаются только по проведении публичных слушаний.
Однако администрация по какой-то причине эти слушания не провела. Зато поспешила принять меры к возбуждению дел об административном правонарушении в отношение тех бизнесменов, что не спешили менять вывески. «Составлено и передано на рассмотрение в административную комиссию более 300 протоколов, - сообщают в администрации. – Привлечены к уголовной ответственности (назначены предупреждения или штрафы) – порядка 270 правонарушителей».
Сейчас, по сути, составлять такие протоколы – незаконно. Ведь требования недействительны. Из-за обращения полусотни предпринимателей в суд.
Имена в этом списке – все внушительные. Многие работают в городе не одно десятилетие и «пережили» не одного градоначальника. Инициатором стал Александр Лукьянов. Тот самый владелец «Санчеса» и других объектов, чьи вывески совершенно не соответствуют новым требованиям.
«Не было экспертной группы на обсуждениях этих требований, все было сделано формально, - полагает Лукьянов. – Еще когда речь только шла о принятии этого свода правил, мы обратились к тогда еще спикеру Петросовета Геннадию Боднарчуку с просьбой обсудить имеющиеся вопросы. Он согласился, что требования сыроваты, и поручил руководителю городского комитета градостроительства и землепользования Евгению Перову провести встречу, собрать предложения. Встречи срывались несколько раз. Их не было. Диалога с нами не было, хотя мы готовились, готовили документы».
При этом единственное желание инициаторов иска, по словам Лукьянова, провести рабочую встречу и обсудить все имеющиеся вопросы в рабочем же порядке. «Власти Карелии в марте думали, как бы поддержать умирающий бизнес в пандемию. Это было время для того, чтобы ослабить вожжи. А у нас выписывали штрафы из-за вывесок предпринимателям».
«Раз власти говорят, что диалог был, значит так и есть. Не будут же власти обманывать людей, - отмечает другой участник дискуссий, предприниматель Роман Гольцев. - Другой вопрос, что с такой точкой зрения не согласились бизнес-омбудсмен, Минэк, прокуратура, предприниматели и в конечном итоге суд, который поставил точку в этом вопросе».
Предприниматели говорят, что в требованиях очень много субъективного. И много того, что называется «вкусовщиной».
Дело вкуса
«В правилах довольно много «ляпов», которые изначально неисполнимы, некоторые исполнимы, но лишены смысла. Например, есть привязка к году постройки здания, но мы все понимаем, что не старое красиво по определению, - объясняет коммерсант. - На наш взгляд, критерий должен быть не год постройки, а конкретный фасад, его история. Также запрещены любые вывески с подсветкой, на подложке, световые короба... Это тоже критерий весьма субъективный, так как не всегда можно технически исполнить вывеску без подложки, и не все вывески с подсветкой выглядят не эстетично. Моя позиция, как и позиция предпринимателей, такова: к большинству вывесок можно применить универсальные правила, но далеко не ко всем, все-таки художественная составляющая обязательно должна присутствовать, иначе мы город превратим в «казарму».
Власти города активно привлекли архитекторов, СМИ и даже блогеров к тому, чтобы «третья сторона» поддержала позицию чиновников. Архитекторы написали письмо об открывшемся лице и архитектурном потенциале центра карельской столицы, в местных изданиях развернулась широкая рекламная кампания. И даже блогер Илья Варламов «прошелся» по тем, кто подал в суд на администрацию. Использовал блогер непарламентские выражения и обвинил бизнесменов в желании вернуть Петрозаводску его прошлый облик. Высказывания получились сугубо оскорбительными. Сложно сказать, исходят ли они от сердца и ума Варламова или как-то все же связаны с тем фактом, что именно его пригласили повышать привлекательность Карелии, оплатив рекламный тур (около миллиона рублей).
А поговорить?
Однако на Илью предприниматели, в общем, не обиделись. Хотя их позицию он и не осветил. «С одной стороны, блогер указывает на недостатки в городе, в котором полно проблем, (например, те же нелепые заборы и оградки в центре города). С другой, в конкретном случае он ничего не предлагает и даже не пытался вникнуть в ситуацию, - объяснил Гольцев. - Мне кажется, говоря о некоторых людях, что они уродуют город, Илье Варламову следовало поговорить с этими людьми. В любом случае, привлечение внимания общественности к любой проблеме в городе - это прекрасно. Люди постепенно начинают осознавать, что это их город и администрация вынуждена будет все чаще и чаще с людьми разговаривать. Ии кто знает, может быть мы скоро увидим, как горожане стали заказчиками, а администрация исполнителем».
Собирать визуальный хлам, как выразился приглашенный блогер, предприниматели не хотят. Они тоже мечтают видеть Петрозаводск красивым, удобным и перспективным. Но настаивают на том, что диалог бизнеса и власти нужен. И должен он состояться на равных – и с привлечением профессионалов.
Евгений Перов, которому было поручено заниматься выстраиванием диалога и решением проблемы, по образованию не градостроитель, не архитектор. Он – юрист. «Дизайн-код, о котором заговорили, должен быть разработан серьезной командой специалистов. Дизайнеров у нас мало, архитекторов – тоже. Город у нас рисуют фрагментарно, целиком, как единое пространство, его не видят, - подчеркнул Александр Лукьянов. - У нас нет даже единой градостроительной политики».
Власти Петрозаводска замечают – требования к вывескам формировались с учетом опыта других городов. Но никто не говорит, что любой перенятый опыт – это опыт удачный.
«Пестрящие рекламные вывески магазинов и точек общепита — это отдельная боль для урбанистов и ценителей городской архитектуры. В Санкт-Петербурге существуют правила, по которым вывеску нужно согласовать, - говорит искусствовед из северной столицы. - Всё это делается для того, чтобы за пестротой рекламы можно было хоть как-то сохранить нормальный облик архитектуры». По словам специалиста, такие дизайн-коды вывесок сейчас разрабатывают по всей России. Что не может не радовать. Но иногда случается, что сама вывеска становится арт-объектом или же обозначает культовое место. «Например, это культовые места, которые любят туристы и местные жители, и которые существуют в городе десятилетия. Обычно такие вывески горожанам нравятся, раздражения и негодования они не вызывают. В таком случае, на мой взгляд, решение может приниматься индивидуально. Тут важно, кто участвует в составлении правил и норм — во многих городах к обсуждению привлекают в том числе жителей города и бизнесменов. Если в Петрозаводске построить процесс также, проблем и негатива можно будет избежать».
Однако владельцам «культовых» мест (и, соответственно, вывесок) в столице Карелии альтернатив не предложили. В администрации считают, что все предприниматели равны.
На стороне предпринимателей, которым не пришлось по душе нежелание властей вступить в диалог, бизнес-омбудсмен Карелии Елена Гнетова. Которая, кстати, уже не раз помогала бизнесменам отстаивать права, нарушенные чиновниками.
Интересные детали
«Предприниматели тоже горожане и имеют такие же конституционные права на безопасную, комфортную и благоприятную окружающую среду, и на собственное мнение относительно нее, - полагает бизнес-омбудсмен. - Предприниматели являются и участниками правоотношений в благоустройстве. Именно они за свой счёт и в очень короткие сроки должны были демонтировать существующие вывески, заказать и изготовить новые в соответствии с требованиями».
Елена Гнетова подчеркивает – предприниматели пытались найти общий язык с властями в досудебном порядке. Поскольку понимания не было, им пришлось обратиться в суд. «Судебная коллегия апелляционного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, указав на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции, - прокомментировала она. - Необходимо отметить, что в апелляционном определении не дана оценка содержания требований по установке вывесок, но это не означает, что суд отклонил доводы административных истцов».
И теперь просто провести публичные слушания нельзя. Это очень важное замечание. «При этом, решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью, не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве)», - объяснила правозащитник. Единственный выход – принимать новый акт. И приглашать к участию в его разработке предпринимателей. Ведь они уже показали – с мнением бизнес-сообщества придется считаться.
Поскольку требования будут касаться предпринимателей, принимать их можно только с опорой на федеральный закон об обязательных требованиях. Закон новый, свежий, вступил в силу 1 ноября. И в нем, отмечает Елена Гнетова, четко прописано, на чем должны базироваться требования. Они должны быть не только законными. Но и обоснованными, открытыми, предсказуемыми и исполнимыми. «При установлении обязательных требований также оцениваются затраты субъектов предпринимательской деятельности на их исполнение, которые не должны быть чрезмерными, - замечает омбудсмен. - Кроме публичных слушаний правовой акт должен пройти также обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия».
Единственный способ, считает правозащитник, прийти к согласию – сесть за стол переговоров.
Идем на вы
После того, как суд в Петербурге постановил, что требования к вывескам потеряли силу, власти Петрозаводска согласились провести публичные слушания (не известно, знают ли они о необходимости принятия новых требований и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия). И предприниматели-истцы планируют прийти на них. «Договориться можно за два часа, - убежден Роман Гольцев. - Сделать только это нужно за столом переговоров. Бизнесмен всегда договаривается, тот кто не умеет этого делать, тот давно не работает. Обсуждать и участвовать в принятии новых требований предприниматели будут обязательно. С самого начала бизнес этого и добивался. Да и с точки зрения здравого смысла нужно в первую очередь спросить у тех, кто должен платить за «красоту».
Остается дождаться объявления даты публичных слушаний. По всей вероятности, именно на этой встрече станет ясно – готовы ли власти выстраивать диалог, считаться с мнением предпринимателей, которые «пережили» уже не одну смену чиновников – и видели всякое. И готовы ли местные бизнес-акулы идти на компромиссы.
Тот факт, что городские власти уделили столь пристальное внимание частному вопросу вывесок, несомненно, очень значим. Однако, если говорить о дизайн-коде города, нельзя не вспомнить о замечательных антивандальных остановках в центре города, урнах-пушках, и многих других явлениях, к которым возникает все больше вопросов – и у горожан в том числе.