Ни о чем?
Заказчиком профильных работ в подавляющем большинстве случаев выступает исполнительная власть. Однако наше стремление получить сколько-нибудь подробные разъяснения по возможным проблемам с оперативностью подрядчиков почему-то превратилось в лихой детектив.
В пресс-службе Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК подготовленный список вопросов приняли оперативно. К слову, предлагалась (как более предпочтительная) личная встреча с кем-либо из руководителей.
Нас, в частности, интересовало, работу по каким крупным объектам в регионе и по каким госконтрактам пришлось вынужденно «заморозить», на какие сроки и почему? Также редакция рассчитывала из первых уст узнать основные причины неисполнения контрактов, и существует ли в кулуарах некий «черный список» недобросовестных исполнителей (пусть он и вряд ли может запретить тем заявляться на очередные тендеры).
Наконец, можно ли считать пандемию нового Covid-19 основой всех бед, если о таковых, конечно, можно говорить? И как часто приходилось Министерству разрывать договорные отношения и искать новых подрядчиков? Может, допускались и переносы сроков?
Минстрой с реакцией не затянул. Но суть краткого телефонного звонка-ответа пресс-службы со ссылкой на министра Виктора Россыпнова свелась к тому, что говорить сегодня… не о чем. Срывов нет, а все работы идут по плану.
Может, в самом деле, мы ждем звона без колокола? Почему же тогда руководитель Минстроя 7 сентября этого года на официальной странице в соцсети официально сообщает, что в одностороннем порядке заказчик расторг договор с компанией из Петербурга, которая строила новый автовокзал в поселке Пряжа? Причем из-за, цитируем, «грубого нарушения подрядчиком сроков производства работ»?
«При участии в торгах компания пошла на существенный демпинг: понизила цену с 31 млн. до 23 млн., то есть более чем на 25 %, что и позволило ей победить в аукционе, - сообщил министр. - Однако по закону столь значительное понижение в цене лишает подрядчика права получить аванс и фактически строительство должно вестись за собственные средства. В результате с момента заключения договора – 23.04.2020, то есть более чем за 4 месяца, работники <…> смогли только демонтировать старое здание автостанции и подготовить площадку для строительства нового. Обязательства по устройству фундамента к 12.08.2020 были не выполнены, отставание от графика составляет 10 недель, в установленный договором срок - 30 декабря этого года объект построить при таких темпах невозможно».
В сентябре подрядчик получил уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке и заодно штраф почти на 800 тысяч рублей, добавил Виктор Россыпнов. А Управлению капитального строительства пришлось заняться организацией новых торгов. Заодно с сентября 2020 года по инициативе кабмина были внесены поправки в профильное законодательство, которые расширяют перечень критериев при выборе подрядчика - наличие опыта, квалифицированных кадров и пр. Другими словами, будущий исполнитель теперь должен более серьезным образом подтверждать свою компетенцию. Дабы не повторился печальный опыт.
Не одни такие
Так или иначе, за примерами срыва положенных сроков по госконтрактам далеко ходить не надо. Крупных подрядчиков на масштабных объектах пандемия коронавируса успела «потрепать» скандалами с вахтовиками на ГЭС, но публично застройщики заявляют о том, что социальные объекты (будь то детсады или школы) сдадут в срок.
Другое дело, что компании-гиганты – на то и гиганты, способные хоть как-то противостоять коронавирусному шторму. Тем более что, судя по последним законченным стройкам вроде новой школы на Древлянке или финальному этапу строительства детского сада в Чалне, крупные проекты отдают одному и тому же исполнителю, пусть и через относительно «конкурентные» процедуры. С другими же, видимо, власти рисковать не хотят. Или не могут.
Но какова ситуация с остальными планами, стройками или ремонтами, каковых более чем достаточно? Ими уже занимались более скромные игроки отрасли. Для наглядности вспомним пару примеров неисполнения сроков.
Так, в октябре власти Петрозаводска расторгли договор с компанией, которая не уложилась в положенное время с работами по мосту через реку Неглинка на улице Кирова. Мэрия назвала затягивание неоправданным и сегодня срочно ищет нового подрядчика.
К слову, та же компания пыталась участвовать в очередном тендере Управтодора на масштабную реконструкцию части улицы Куйбышева в Петрозаводске, но аукцион вновь остался «безымянным», причем не в первый раз: единственную заявку отклонили из-за несоответствия установленным требованиям.
Срывами богаты и районы: в августе подрядчик сорвал сроки ремонта детсада в поселке Салми: министр образования республики Роман Голубев, побывав с инспекцией на месте, не нашел объективных причин для опоздания. Теперь компанию ждут штрафы и неустойка.
Штраф ждет и подрядчика, который не успел заменить старый мост в селе Беломорского района, отказавшись от исполнения контракта. Местные власти пошли на компромисс: расторгли договор по соглашению сторон, чтобы оперативно заняться поисками другого исполнителя.
В сентябре еще одна фирма не справилась с ремонтом кровли детсада в поселке Питкярантского района, хотя контракт заключался еще весной. При этом работы не были выполнены даже на четверть.
Связи без связи
Судя по чиновничьей практике, недобросовестным поставщикам, как минимум, грозят либо штрафы, либо «черный список» (что равносильно запрету на участие в госзакупках). Но сознательно ли бизнес затягивает сроки?
Показательно: практически все исполнители, к которым мы обратились за комментариями, решили отмолчаться. Даже на предложенных условиях анонимности. Кое-кто, впрочем, проговорился, что в закупочный алгоритм вовсе не предполагает участие двух формальных участников (т.е. заказчика и исполнителя).
«Коронавирус разрушил многие связи, сегодня каждый поставщик рискует остаться без копейки в кармане, - пояснил руководитель одной из карельских компаний. – Предположим, я беру контракт, если еще умудрюсь, а то бывают разные схемы типа «паровоза» [предварительная договоренность участников о снижении цены контракта до минимально возможной. – Прим. Ред.]. Подписываю бумаги, начинаю работать, а тут – форс-мажор. Он и так есть на госзакупках, «коронавирусный» [новый ковид сегодня признан обстоятельством непреодолимой силы. – Прим. Ред.], но я говорю о другом. О «кидалове» по тому же субподряду, например. Или так: заказываю материалы, а они вовремя не приходят: железная дорога подвела».
В типовой закупочной документации сегодня слишком мало «технических» временных люфтов, которые позволили бы хоть немного отступить от плана в случае какого-нибудь ЧП, сетует наш собеседник. Более того, лимит по срокам исполнения устанавливается по мотивам, известным только заказчику. Но это уже – перипетии федерального законодательства.
Не «поставилось»
О предпринимательских сложностях прекрасно осведомлена уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова, у которой бизнес ищет защиты. И жалобы от исполнителей го государственным и муниципальным контрактам – конечно же, есть.
Как уточнила бизнес-омбудсмен, обращения чаще всего связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, заказчик отказывается оплачивать работу в полном объеме, ссылаясь на нарушение срока исполнения контракта. Во-вторых, не желает принять подряд и не подписывает акты приема-сдачи работ. Заказчики апеллируют либо к плохому качеству, либо к замене одних товаров другими.
Предприниматели же отмечают, что нарушение произошло не по их вине. Контракты могут «зависнуть» из-за поставщиков, которые не работали в период пандемии или вовремя не поставили нужное оборудование или продукцию, говорит Елена Гнетова, добавляя, что каждый случай требует внимательного индивидуального подхода, всестороннего изучения ситуации и оценки степени влияния пандемии. Есть и опосредованные сложности – тоже, впрочем, спровоцированные коронавирусом.
«Например, ко мне поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью: предприятие стало победителем аукциона, но пропустило срок подписания контракта по причине того, что офисные работники были направлены на удаленную работу и не смогли из-за сбоев интернета совершить ряд необходимых процедур, - делится примером бизнес-омбудсмен. - Неподписанный вовремя контракт победителем аукциона расценивался заказчиком как односторонний отказ от исполнения работ. Заказчик направил в УФАС информацию для включения ООО в реестр недобросовестных поставщиков. Эту ситуацию мы рассматривали совместно с УФАС Карелии. Было установлено, что исполнитель оповестил заказчика о причинах пропуска срока подписания контракта. Эти обстоятельства были признаны антимонопольной службой уважительными, и исполнитель не был внесен в реестр недобросовестных поставщиков».
Суд имеет значение?
Уполномоченный также рекомендует предпринимателям получить заключение о признании обстоятельств, по которым исполнитель не смог вовремя исполнить контракт, форс-мажором, о чем мы уже упоминали. Выдать документ может Торгово-промышленная палата РК, чьи юристы проводят соответствующую оценку, изучают длительность обстоятельств непреодолимой силы и выясняют причинно-следственную связь между форс-мажором и невозможностью исполнения обязательств.
В итоге предприниматель может рассчитывать на соответствующий сертификат, который в случае судебных разбирательств имеет значение: обязательства предпринимателей прекращаются без последствий по статьям 416 или 417 Гражданского кодекса РФ.
«Заказчики также принимают такие сертификаты, - говорит бизнес-омбудсмен. - В тех жалобах, которые поступили в мой адрес, заказчики отказались от претензий к исполнителям в досудебном порядке».
Кроме того, если коронавирус сует палки в колеса, то менять срок исполнения контракта и его цену позволяет федеральный закон №98 о госзакупках.
«Чтобы получить отсрочку, поставщик письменно обосновывает задержку и прикладывает подтверждающие документы, например письма от контрагентов-поставщиков, - объясняет механизм Елена Гнетова. - Изменить условия контракта по соглашению сторон возможно в течение всего 2020 года. Если же заказчик не хочет учитывать объективные обстоятельства добросовестного исполнителя, на которые он не мог повлиять, и отказывается изменять сроки или иные условия контракта, начисляет пени и штрафы, то предприниматель может обратиться в суд».
По мнению бизнес-омбудсмена, в сегодняшнее сложное время заказчики должны «более гибко подходить к исполнителям». В конце концов, зачем штрафовать за незначительные нарушения, если имеются законные возможности для продления сроков?
«Исполнителям и поставщикам по контрактам сложно доказать государственным и муниципальным заказчикам свою добросовестность и наличие не зависящих от них обстоятельств, которые, действительно, имели место. - резюмирует Елена Гнетова. - Субъекты малого бизнеса, к сожалению, не имеют навыков документировать результат переговоров, обмениваться с контрагентами официальными письмами, в том числе получить официальный отказ от поставки или выполнения работ. Предпринимателям быстрее и легче позвонить, обсудить вопросы с помощью популярных мессенджеров или соцсетей, направить заявку на товар по e-mail. Понятно, что это способствует ускорению делового оборота. Но, в сегодняшней ситуации необходимо думать о возможных рисках, допустимых доказательствах».
Потому система коммуникации в бизнесе сегодня нуждается в пересмотре: переговоры следует протоколировать, отказы от поставок принимать только в письменном виде. Помогут и дополнительные соглашения: любые этапы взаимодействия с заказчиком необходимо «актировать».
«Если переписка ведётся в электронном виде, то в договор необходимо внести пункт относительно адреса электронной почты, по которому стороны могут вести переписку, - добавляет бизнес-омбудсмен. - Следует дополнить договор деталью, что по указанному "e-mail" будут направляться документы, письма и уведомления и иная деловая корреспонденция. В этом случае электронная переписка будет являться надлежащим доказательством для заказчика, при необходимости - и в суде».
Нехорошо устроились
Впрочем, не одними стройками «живут» госзакупки: отдельные (хотя не столь заметные) сложности возникают и по контрактам с благоустройством. Недавно, контракты по благоустройству. Администрация города разорвала контракт с подрядчиком из Санкт-Петербурга, который нарушил условия договора. В мэрии сочли нужным прекратить отношения с компанией и выставить крупный штраф.
В октябре этого года мэрия Петрозаводска расторгла контракт с подрядчиком из Санкт-Петербурга, который взялся привести в порядок Соломенный парк, участок в районе СКЗ и Приозерский парк. Времени хватило только на подготовку, хотя компания должна была справиться до сентября.
Нарушителю предъявили два миллиона рублей штрафа. Перед компанией замаячили уже упомянутый реестр недобросовестных поставщиков и проверка прокуратуры. Из еще более свежих примеров – бульвар Победы в столице Карелии. На сегодняшний день не освоена и половина контрактных обязательств. В мэрии также говорят о штрафах.
Но. Наложить штраф – еще не значит его взыскать. Юрист одной из небольших строительных компаний в районе Карелии в беседе с нами осторожно предположил, что любое решение можно и даже нужно оспаривать в суде. Такие споры требуют дополнительных трудозатрат, но возможность выиграть время зачастую смотрится куда привлекательней перспективы лишиться миллионов рублей.
Так или иначе, благоустройство в отличие от крупных строек на госзакупках страдает менее заметно. В октябре премьер-министр правительства Карелии Александр Чепик, инспектируя работы по благоустройству в Петрозаводске, в эфире одного из местных телеканалов заявил о том, что «все идет своим чередом»:
«Мы видим, что работы мы в целом завершаем <…> мы видим, как город меняется, все приводится в определенный порядок. Поэтому я думаю, что вот так вот общими слаженными усилиями в итоге мы более-менее все эти работы завершим в этом году».
Чуть смущает разве что оброненное «более-менее».
***
Можно ли избежать «закупочных» разборок? По мнению бизнеса, можно попробовать вернуться к практике так называемых «процентовок». Исполнитель по госконтракту приступает к работам, а спустя месяц - после того как заказчик убедится в его добросовестности – получает часть положенной суммы. А следующие части выплачиваются по ходу выполнения.
Другое дело, что и аукционная документация должна быть без сучка и задоринки. А вот с этим сегодня, судя по регулярным жалобам в УФАС, о которых «КарелИнформ» регулярно рассказывает, по-прежнему туго.